Личный опыт: Музыкальный фест и жизнь в степи

«Голос кочевников» в Бурятии проходит уже восьмой год и каждый раз затмевает все прочие события. Словом, жить в Улан-Удэ и не заметить «Голос» нельзя.

В этом году фестиваль стал совсем большим и переехал за черту города – в местность Ацагат, в настоящую бурятскую степь. А я отправилась вслед за ним.

На «Голосе» можно услышать действительно уникальную музыку. В этом смысле фестиваль такой один. Бурятская филармония, организатор фестиваля, приглашает этно-музыкантов со всего мира. На одной сцене звучит «музыка сердца» из Болгарии, горловое пение, древние мантры и грузинское многоголосие. Такое обилие живой музыки, извлекаемой из удивительных инструментов, накрывает с головой.

На этот «Голос» я решила попасть не как зритель, а как волонтер. Во-первых, это свободный проход на все концерты, во-вторых — интересный опыт. Объявление о наборе волонтеров разместили в группе фестиваля, и все, что нужно было сделать, — отправить резюме. Я выбрала наиболее очевидный путь: задолго до начала написала организаторам о том, что хочу поработать на фестивале.

На фестиваль приехали 12 групп со всего мира. Каждой назначили по куратору, который должен был следовать по пятам за своей группой. Мне досталась улан-удэнская группа Through The Tempest. Остальные волонтеры получили статус «свободных» и задание «следить за порядком», отвечать на вопросы гостей и всячески им помогать.

Фото: Андрей Помидоров
Фото: Андрей Помидоров

Водитель маршрутки никому ничего не должен

На оргсобрании нам раздали внушительного вида план фестиваля. В нем было расписано всё: кто и когда приезжает, во сколько обед и где его достать, во сколько проверка звука и когда отъезжают поезда. Если ты соберешься быть волонтером, не стесняйся переспрашивать, перезванивать и показаться человеком, который ничего не понимает.

Потому что рано или поздно ты обнаружишь, что водитель маршрутки, который должен везти 12 монгольских музыкантов и тебя, на самом деле никому ничего не должен. Или тебе ночью напишет солист группы и скажет, что забыл добавить джек-джек шнур в райдер. Не теряйся!

Еще тебе понадобится знание английского, энтузиазм и хоть какая-нибудь ответственность. Ах да, ночевать в степи жутко холодно.

Раствориться в степи

На одной сцене звучит «музыка сердца» из Болгарии, горловое пение, древние мантры и грузинское многоголосие

Фестиваль открывали в городе, а на следующий день всё действие перенеслось в степь. Только моя нога ступила на ацагатскую землю, мне тут же позвонила арт-директор фестиваля и спросила, где моя группа. Этот вопрос повторялся много раз на протяжении дня, поэтому лучше всегда быть готовым на него ответить. Но в целом, координировать группу — моё основное и единственное задание. До начала концерта я могла заниматься чем угодно. Можно было стрелять из лука, играть на барабанах, научиться бурятской игре в кости, заглянуть в чум и попробовать стряпню старообрядцев. Это всё – важная часть фестиваля, яркая выставка культуры народов, населяющих Бурятию.

Вечером началась музыкальная программа, и она была невероятной. Слушать музыку в степи – отныне и навсегда очень хорошее занятие. Ты можешь растянуться на траве, потанцевать, залезть на гору и раствориться в мелодиях — благо, звук был отменный.

«Голос кочевников» хорош тем, что рядом пританцовывает министр культуры, тут же обычный бурятский дедушка пляшет лезгинку, а грузинские музыканты ждут ночи, чтобы оторваться под диджейские сеты.