В путь-дорогу: почему велосипед лучше машины?

Какие проблемы встречаются на пути велосипедистов, почему этот вид транспорта актуален круглый год и где найти единомышленников.

Снега на улице меньше, а людей на велосипедах — всё больше. О том, какие проблемы встречаются на пути велосипедистов, почему этот вид транспорта актуален круглый год и где найти единомышленников, рассказал Человек-Фёдор — велосипедист, арт-директор и редактор.

Велосипед — альтернатива автомобилю?

Не только, ещё и общественному транспорту. Я проводил как-то опрос во ВКонтакте и выяснил, что из 320 опрошенных 40% живёт от работы на расстоянии до пяти километров, а половина из этих 40 — на расстоянии до трёх километров. Это то расстояние, которое человек может без проблем преодолевать даже пешком за 30–60 минут или на велосипеде за 20–40 (если не гнать). А на коротких дистанциях лучше самоката нет ничего. Когда до места работы у меня было полтора километра, то на нём оказалось быстрее, чем на велосипеде, который нужно снимать с четвёртого этажа, потом приковывать у офиса, отковывать, заносить по лестнице домой.

Почему люди не хотят ходить пешком или не считают велосипед альтернативным видом транспорта?

Потому что у нас автомобиль не средство передвижения, а предмет престижа. Ещё люди не считают деньги. В городе самый дешёвый и быстрый способ передвигаться — не личный автомобиль. А комбинация других способов передвижения — такси, общественный транспорт, пешком. И, конечно, велосипед. Я не велосектант, я нормальный человек: когда мне нужно ехать от танка на Синюшку, я вызову такси.

Какие есть трудности в использовании велосипедов?

Плохие дороги, которые в дождливое время превращаются в реки из-за плохого дренажа. Из-за этого быстрее портятся дороги: вода остаётся в асфальте и разрывает его. Лужи могут скрывать ямы, что очень опасно. Единая система ливневых канализаций решила бы проблему, но город этого не потянет: по проекту 2008 года это стоило 14 миллиардов рублей. А у нас расходная часть бюджета в 2016 году 13,6 миллиардов с учетом кризиса.

Как насчёт поездок зимой?

Распространённое заблуждение: на велосипеде холодно. Это на остановке стоять холодно, ехать — жарко. Нужно даже легче одеваться, чем если бы ты шел пешком или ехал на общественном транспорте. Я бы слукавил, если бы сказал, что можно кататься круглый год. Нет, когда холоднее —20 °C, то ехать некомфортно. В этом январе я попробовал в —35 °С, но это было тяжело физически: смазка густеет, педали крутить сложно, дышать тяжело.

Широко ли представлен в городе выбор велосипедов?

Главная проблема в том, что велосипед не считается видом транспорта, для большинства это средство для спорта и туризма. Люди считают, что если уж покупать, то чтобы там были 24 скорости, передний и задний амортизаторы, дисковые тормоза. Люди видят мало простых велосипедов на улицах, поэтому считают, что в ряды велосипедистов высокий порог вхождения.

То же самое с самокатами для взрослых: два года назад, когда я хотел купить самокат, выяснилось, что это большая проблема: выбора в Иркутске нет. Условно: «красный» и «второй». А детских — сколько хочешь.

Как вступить в Иркутский велотранспортный союз?

Велотранспортный
союз Иркутска

Союз организовали Григорий Ифтодий, Григорий Скарченко и Стас Трунцов в 2013 году. Через год к ним присоединилась Ирина Ифтодий, заменив на посту своего брата 

Пока клубных карт нет, членство полувиртуальное, достаточно вступить в группу во Вконтакте. Планируем сделать клубную карту, с взносом или без — ещё не решили, думаем договориться со спортивными компаниями, сервисами, чтобы для членов были какие-то привилегии.

Какие проекты реализует организация?

Проектов много, планов больше. Последнее событие Иркутского велотранспортного союза в честь Дня Земли — «Велосветлячки» — продвижение велосипеда как экологичного вида транспорта.Хотим выпустить и распространить по спортивным магазинам понятные правила движения для велосипедистов о том, как ездить по городу безопасно. Также хотим заняться качественными велопарковками, в городе их практически нет. Всё, что имеется, — спроектировано людьми, которые велосипедов никогда не видели, не знают, каким образом их закрепляют.

Как увеличить популярность городских велосипедов?

Потребности в городских велосипедах не будет, пока люди не научатся считать. Я езжу до работы два километра туда и обратно. Я не собираюсь ездить за город, мне нет нужды ездить на машине. Когда люди будут считать и не зависеть от чужого мнения, будет чувство собственного достоинства, городские велосипеды будут востребованы.

На «Велосветлячках» я ехал замыкающим и заметил женщину, отличающуюся от остальных. У неё был городской велосипед с небольшими колёсами, но в то же время недешёвый: шипованная резина, хороший багажник и фары, дорогой велорюкзак, полностью светоотражающий, сам велосипед складной. На финише мы разговорились, оказалось, что зовут её Сабрина, она из Германии. Она рассказала, что там уже давно поняли, что личный автомобиль — это не вариант для города. Поэтому все на велосипедах, спокойно оставляют их на улице.

Часто проходят массовые выезды велосипедистов?

Массовые веловыезды проводятся редко, и это хорошо. Лично я против того, чтобы они проводились часто. Разовые мероприятия должны быть, чтобы показать, что можно ездить зимой, например. Но перекрытие улиц вызывает недовольство четырёхколёсных. В Воронеже практиковался и другой подход к массовым выездам: каждую последнюю пятницу месяца люди просто ехали на работу на велосипеде. Они не собирались в группы, просто в какой-то момент велосипедистов на улицах становилось заметно больше, и это показывало, что велосипедисты в городе есть.