Конспект: Александра Поблинкова про азы книжного блоггинга

Первая лекция из курса книжного блогера — о законах жанра, Змее Горыныче и вопросе «и чо?».

В иркутской областной библиотеке имени Уткина стартовала серия лекций о книжном блоггинге. Преподаватели, журналисты и собственно блогеры три месяца будут рассказывать, как правильно писать рецензии и отзывы о книгах. На курс все еще можно записаться, а пропущенную первую лекцию можно прочитать — благо, Твой Плюс законспектировал самое важное.

Спикер: Александра Поблинкова, журналист, блогер, пиарщик, куратор проектов ГОСт и Твой Плюс.

Моя лекция — вводная. Я не очень книжный блогер, больше журналист и редактор, и буду рассказывать именно с этой точки зрения.

Александра Поблинкова

Рецензия — это определенный жанр журналистики, абсолютно самостоятельный, пишется как журналистская история. Есть определенные каноны, разновидности и структура рецензии.

Первое, что мы делаем, это внимательно читаем произведение. Как делают на журфаке: среднюю страницу прочитал и что-то там уже на экзамене сочиняешь. Другой вопрос: как ты читаешь? Можно прочитать книгу за вечер, «по диагонали», но ничего в душе от этого не перевернется. Достоевского, например, читать «по диагонали» будет трудно, если только ты его в пятый раз не перечитываешь. Книгу стоит читать внимательно и следить за тем, о чем ты читаешь.

Недавно освоила такую штуку. Библиотекари не одобрят, но я делаю очень много заметок на полях, черкаю в книге. Эти цитаты пригодятся для рецензии. Если книга большая, как «Шантарам», то естественно, что к концу мы забудем о том, что восхитило нас в первых главах. Останутся только общие впечатления.

Нужно помнить, что рецензия — это не пересказ текста. Текст должен быть значимым для читателя. Важны ваши эмоции и то, что вы почувствовали. Главный вопрос, на который должна ответить рецензия: «И чо?» или «Зачем я это прочитал?». Автору необходимо определиться со стилистикой аудитории, стилем рецензии.

1,8-3,5 тысячи знаков — оптимальный объем рецензии

Рецензия. Законы жанра

Прежде чем засесть за написание рецензии, нужно:

  • внимательно прочитать произведение;
  • делать заметки на полях карандашом;
  • выписать цитаты;
  • рецензия — это не пересказ текста.

Виды рецензий:

  • официальная (сдержанно-хвалебная);
  • функциональная (почему нужно прочитать книгу? какая польза?);
  • информативная (почему стоит обратить внимание именно на эту книгу);
  • публицистическая (побудить читателя к дискуссии, рассказать про актуальную, злободневную проблему);
  • критическая (необязательно отрицательная, разбор какой-либо ситуации, выявление проблемы);
  • проплаченная (частный отзыв, где мы хвалим писателя, высказываем свое мнение. Используется для дневников, блогов, писем).

Змей Горыныч, или Структура рецензии:

  1. голова — заголовок (заставить читателя прочитать текст);
  2. шея — лид (или тизер) Здесь нужно заинтриговать читателя;
  3. тело — основной текст (почему понравилась, как проявляют себя главные герои);
  4. лапы — вывод (резюмируем о том, о чем говорили в 2-3 предложениях);
  5. хвост — заключение, которое важно для осмысления.
3 декабря в 18:00 начнётся вторая лекция курса. Поэт и журналист Артём Морс расскажет о поэзии как составляющей современного литературного процесса

Критерии Рецензии:

  • общие впечатления (понравилась/не понравилась, хорошая/плохая);
  • сюжет книги (коротко);
  • проблема;
  • психология отношений;
  • язык и стилистика;
  • официальный перевод;
  • достоверность книги;
  • отображение замысла;
  • оригинальность автора;
  • ляпы (указать на то, в чем автор не прав);
  • общественное значение, резонанс;
  • востребованность книги;
  • свои ощущения (например, напоминает детство).

Важно учитывать:

  • эмоции;
  • не переходить на личности;
  • не хамить;
  • избегать резких оценочных суждений;
  • не писать «Книга заставляет задуматься о…» (возможно, она только вас заставила задуматься).