Алексей Паевский — научный журналист и главный редактор проекта «Нейроновости». 23 ноября в иркутской областной библиотеке имени Молчанова-Сибирского он прочитал лекцию «Что мы знаем о мозге? Итоги 150 лет исследований». А Твой Плюс ее законспектировал.
Как мы изучаем мозг?
Нейробиология бурно развивается, ей чуть больше века. Существует множество методов изучения головного мозга, самый старый способ — вскрытие черепа и изучение содержимого. Затем появилась электроэнцефалография — метод исследования, который отражает малейшие изменения в мозге и считывает электрические сигналы, которые посылает головной мозг.
Настоящим прорывом в науке стало открытие рентгена. Рады были все. Кроме нейробиологов: ведь мозг на рентгене не видно. Поэтому придумали рентгеновский контраст — это вещество, которое делает кровеносные сосуды непрозрачными на рентгене. Компьютерная томография — это тот же рентген, но только он вращается вокруг человека и строит 3D модель. Магнитно-резонансная томография (МРТ) появилась позже. Здесь нейробиологи используют магнитные волны и радиоволны.
Невероятно, но факт
Гиппокамп — область в головном мозге человека, которая отвечает за память и регуляцию эмоциональных ответов.
Нервные клетки восстанавливаются. Ученые уверенно сказали: сколько есть нервных клеток при рождении — столько и нужно для жизни. В гиппокампе постоянно образуются новые нейроны, которые обрабатывают новые данные. Именно гиппокамп принимает решение: это мы запоминаем, а это нам не нужно.
Мозг быстро адаптируется. В случае необходимости один участок мозга берет на себя функции другого. Именно поэтому у людей после инсульта есть шанс восстановиться.
Науку взбудоражил случай, когда у пациента на томографии зафиксировали отсутствие мозга на 90% из-за водянки. Но оставшиеся 10% взяли на себя оставшиеся функции, а пациент при этом был здоров, имел нормальный интеллектом и вел вполне обычную жизнь.
Чем больше вы развиваете свой мозг — тем выше его пластичность.
2ГИС в твоей голове
В гиппокампе есть целый пласт клеток в, которые помогает нам осознавать себя в пространстве. Они отвечают за скорость, места, расстояния до препятствия. И работают очень слаженно — лучше современных систем GPS.
«Обезьяньи» нейроны
Зеркальные нейроны есть у нас и у приматов. Благодаря им мы учимся. Например, ребенку показали язык — он делает тоже самое. Если мы сделаем МРТ себе и ребенку в этот момент, то в нашей голове «загорятся» нейроны «показывания языка», а у ребенка — те же самые.