Конспект: Мария Сидельникова о вкусе и вкусовщине в литературе

Третья лекция из курсов книжного блогера: о том, какая бывает литература, почему она никому ничего не должна и как понять, хорошая перед вами книга или нет.

В Иркутской областной библиотеке имени Уткина продолжается серия лекций о книжном блоггинге. Преподаватели, журналисты и собственно блогеры три месяца будут рассказывать, как правильно писать рецензии и отзывы о книгах. На курс, кстати, все еще можно записаться.

Спикер: Мария Сидельникова, преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы ИГУ, исследователь массовой литературы.

Фото из личного архива

Важно понимать, что иметь своё читательское мнение о литературном произведении никто не запрещает. Но если вы как блогер/журналист/активный пользователь соцсетей несёте его в массы, то неизбежно встанет вопрос как соблюсти баланс между вкусом и вкусовщиной.
Считается, что если вы анализируете произведение, а не себя в нем- это вкусовщина, однако сейчас границы размыты.

Вопросы литературной иерархии

Абсолютно любое произведение стоит того, чтобы быть прочитанным. Остается открытым вопрос о том, как его анализировать и что мы хотим в нем найти.
Отталкиваться стоит от литературной иерархии. Согласно ей, всю мировую литературу можно условно разделить на три пласта:

  • классика
  • беллетристика
  • массовая литература

Но на практике мы неизбежно сталкиваемся с еще одной проблемой — к какому пласту отнести то или иное произведение и, самое главное, как это сделать? Границы между классической литературой, беллетристикой и массовой литературой исторически подвижны. Попробуем определить их основные черты, может быть так нам будет проще.

Обычно выделяют следующие признаки классической литературы:

  • вневременная ценность, однако тут не все так просто. Пушкин не всегда был солнцем русской поэзии — при жизни поэта великим классиком считался некий Загоскин, а сейчас даже филологи в большинстве своем знают про него только то, что он упоминался в «Ревизоре» Гоголя и писал исторические романы.
    входит в учебные программы
  • обладает высокой эстетической ценностью (хотя такая формулировка очень расплывчатая, а потому очень удобная). Поэзия Эдгара По не была оценена по достоинству при его жизни просто потому, что обгоняла время и современники сочли ее неуместной.
  • временная дистанция — нужно время, чтобы произведение можно было более-менее объективно оценить по достоинству. Именно тут и важна грамотная литературная критика — хотя в своих оценках вы все равно в какой-то мере ошибетесь. Несколько веков назад критики-журналисты официально признали великого поэта Уильяма Блейка городским сумасшедшим.
  • бескорыстность — считается, что классическая литература ≠ коммерческая. Люди, которые так считают, забывают о том, как мучились с дедлайнами Бальзак, Достоевский и многие другие.
    классическая литература — это литература «не для всех». Принято считать, что обычный человек, придя с работы, не может открыть Гоголя и насладиться. Обычным людям наслаждаться классикой стоит мужественно и через силу во благо Родины, не иначе.
Фото: Юлия Фурсова

Как мы видим, все вышеупомянутые черты классической литературы можно легко опровергнуть. Но как же тогда понять, что книга относится к классике? Попробуем разобраться с беллетристикой.

Беллетристику еще называют изящной словесностью, литературой второго ряда и т.д. Ее можно определить как «сделано хорошо, но…». «Но» могут быть разными: не ново, не очень интересно и т.д.
Массовая литература — так с привкусом снобизма называют то, что:

  • «читают многие» — хотя могут и не читать, конечно;
  • не получило высокой оценки профессионалов, но опять же — мало кто из нынешних классиков получал «высокую оценку профессионалов» при жизни;
  • низкого качества, но тут тоже все относительно. Когда римского поэта-сатирика Ювенала упрекали в том, что он пишет гадости, он неизменно отвечал: «Я пишу гадости, но ведь ты их читаешь».
Фото: Юлия Фурсова

В общем, классификация нам не очень помогла. И что тогда делать? Учитывать существование иерархии, но помнить, что она условна.И спрашивать себя: что я чувствую, когда читаю? Эта книга больше, чем я и мой опыт? Эта книга заставила меня задуматься? Перефразируя Бернарда Шоу применительно к литературе, можно сказать, что литература должна задавать вопросы и мучать. Максим Горький говорил, что литература — это учебник жизни, но на самом деле она никого ничему не должна учить. Наоборот, если произведение идейно ангажировано, стоит задуматься о том, где там подвох.

Но все эти оценки на самом деле мешают нам получать искреннее удовольствие от текста, если вы пытаетесь оценить произведение — вы заведомо проиграли. Но если вы анализируете свои чувства к нему, себя в нем — есть шанс. Спасают вопросы «почему его читаю я?» и «почему его читают другие?». Все произведения массовой литературы отражают специфику сознания современного человека, отражают его запросы и отвечают на них. То есть массовая литература — это то, чего хочет человек здесь и сейчас, обнажает страхи и желания подсознания, и в этом главное отличие ее от классической литературы.
Если подвести итог:

  • по возможности объективно оценивайте произведение и свои возможности;
    для этого — помните об иерархии, но анализируйте произведение изнутри — почему оно написано и зачем;
  • как оно написано (стиль, язык, система образов, подтекст);
  • в этих рассуждениях вам поможет только читательский опыт — разнонаправленное и разноуровневое чтение. Не стоит принципиально что-то не читать, потому что из всего можно что-то вынести для себя.

Чтение — это процесс бесконечного совершенства, и важно его не прекращать.

Все лекции курса книжного блогера:

Лекция первая: Александра Поблинкова про азы книжного блоггинга

Лекция вторая: Артем Морс о поэзии как части литературного процесса