Конспект: Ирина Распопина о том, как создать свой книжный блог и о чем там писать

В Иркутской областной библиотеке имени Уткина продолжается серия лекций о книжном блоггинге. Преподаватели, журналисты и собственно блогеры три месяца рассказывают, как правильно писать рецензии и отзывы о книгах.

Спикер: Ирина Распопина окончила факультет филологии и журналистики ИГУ, десять лет работает в университете и пять из них ведет книжный блог. За это время, по подсчетам Ирины, она написала про книги около 700 тысяч печатных знаков, а это — больше 500 рецензий. Книжный блог Bookeanarium читают в 74 странах мира.

Про площадки

Писать про книги можно на любых доступных площадках — от твиттера и инстаграма до книжной колонки газеты или журнала. В каждом из этих случаев меняться будет только стиль публикаций.

В Твиттере можно публиковать ссылки на свои материалы, шутить в том числе на книжные темы, провоцировать на диалог, знакомиться с единомышленниками. Механизм создания вирусного текста в Твиттере: актуальные темы дня — например, премьера фильма + неожиданный момент.

На Фейсбуке лучше всего работают лонгриды — подборки книг с упоминанием известных людей — например, переводчиков или журналистов  — так текст увидит большее число потенциальных читателей.

Не обязательно писать только положительные отзывы — отрицательные тоже побуждают к диалогу.

Во ВКонтакте стоит ориентироваться на картинки — они должны быть, как минимум, хорошего качества. Лучший вариант — если вы сделаете картинку сами. Портрет автора + его цитата, написанная в том же Power Point. Лучше создавать свой контент, чем использовать сделанное кем-то до вас.

О видах книжных блогов

Букстаграм — это книжный блог в Инстаграме. Хорошая и оригинальная фотография с правильно подобранными хэштегами собирает по несколько тысяч лайков. Можно вовлекать подписчиков в диалог, используя игры, делясь впечатлениями от прочитанного, читательскими планами на будущий месяц. Не обязательно писать только положительные отзывы — отрицательные тоже побуждают к диалогу. Важно уделять внимание раскладке и фону — они делают фото интересным. Посмотреть: @sammy_chita, @ptsbrg.

Буктьюб — это книжные обзоры на YouTube. Больше всего подходят для визуалов. Важно позаботиться о дизайне и заставках — они должны быть узнаваемыми. Посмотреть: Ulielie, Uncle Shurik, Теория большого чтива.

Подкасты — для аудиалов и тех, кто всегда в движении. Достаточно популярный вид книжных блогов. Послушать: Почитун (golodnyj).

Текстовые блоги. Площадка может быть абсолютно любой — главное, чтобы вам было удобно. Хороший вариант для поиска единомышленников — Общероссийское читательское сообщество LiveLib, там зарегистрировано уже больше тысячи читателей из Иркутска. Почитать и поучиться: Анастасия Завозова (biggakniga.ru), Галина Юзефович, Татьяна Наумова (Книгочервивость), Егор Михайлов, Читатель Толстов.

Краткий курс книжного блогера

  1. Найдите площадку
  2. Найдите свою нишу
  3. Помните, что авторский контент — лучше всего
  4. Находите то, что вас самих удивляет и делитесь этим
  5. Поддерживайте книжную тематику ВСЕГДА
  6. Ищите единомышленников и дружите с ними
  7. Подпишитесь на рассылки издательств, чтобы узнавать о новинках
  8. Определитесь с целевой аудиторией (книги для детей, студентов и т.д.
Механизм создания вирусного текста в Твиттере: актуальные темы дня (премьера фильма и так далее) + неожиданный момент.

Как рассказать о книге

  • делать конспекты книг
  • составлять подборки
  • фотографировать процесс
  • писать истории
  • придумывать фанкаст
  • писать рецензии

Как написать рецензию на книгу

Чтобы написать отзыв о книге, нужно только ваше личное мнение. Можно начать с отзыва на самую любимую или последнюю прочитанную книгу. А специальную литературу или нон-фикшн очень полезно конспектировать. Первое предложение должно быть самым ярким и запоминающимся. Оно — как входной билет: люди либо заходят, либо нет. Ради интереса можно посмотреть, с чего начинаются топовые публикации, знаменитые книги или газетные статьи про книги.

Важно стараться писать про книгу так, чтобы из текста не было понятно, кто пишет: мальчик или девочка. Не надо лишних подробностей про свой пол и возраст.

Узнайте все про автора и книгу. Обидно было бы упустить из виду ворох литературных наград или экранизацию. Кто таков этот автор, чем занимается, много ли пишет, на каком языке, в какой стране? А как выглядит обложка в оригинале? Не обязательно вываливать все найденное на читателей — только самое важное и интересное.

Пока читаете, выписывайте самое-самое, что хотелось бы не забыть. По цитате сразу понятны:

  • стиль автора,
  • особенности его письма,
  • объем вокабуляра (или выдающаяся глупость).

Если вы пишете для интернета, делите большой текст на абзацы. Их тоже разделяйте интервалами. Да, два раза нажать enter, и только затем печатать дальше. Очень сложно читать «простыню», в которой сплошной текст. «Воздух» необходим.

Если есть возможность, лучше опубликовать большую обложку (в пределах разумного), чтобы читатель смог рассмотреть ее в деталях. По умолчанию большая обложка легко опубликуется в Тамблере, Фейсбуке, да и ВКонтакте позволяет развернуть обложку на целый экран одним кликом. Что бы там ни говорили, очень многие принимают решение читать/не читать именно по обложке. В этом есть своя логика. Если картинка большая, то и рассматривать ее можно достаточно долго, как в магазине, практически «подержать в руках». И желание разузнать о книге увеличится.

О чем писать в рецензии

  • Жанр
  • Сюжет / Герои
  • Язык и стилистика
  • Достоверность вообще и в деталях
  • Основная мысль текста
  • Оригинальность
  • Ошибки и ляпы
  • Востребованность и место книги в литературном процессе
  • Плюсы и минусы

Внелитературные достоинства и общественное значение тоже важны — стоит сказать об историческом, этнографическом или социальном значении книги.

Спойлеры

Следуйте двум правилам:
1. Если книга художественная, рассказывать содержание — это портить все (вспомните про «а убийца — садовник»).
2. Если книга нон-фикшн, то рассказать содержание или сделать конспект — очень даже неплохо.

Для кого эта рецензия?

Нужно представить себя рядом с другом, который держит в руке эту самую книгу, недавно прочитанную вами. И он спрашивает: «Хорошая?». Представьте, что просто рассказываете о книге своим друзьям. Если переборщите с просторечной лексикой, дополнительно попытайтесь представить, что за вашим плечом стоит и тоже слышит вашу речь кто-то значительно старше.

Добавьте веселья
С текстом всегда можно повеселиться и нашпиговать его пасхалками: фразочками, которые поймут единомышленники, цитатами из фильмов, отсылками к другим книгам. А можно придумать неологизм («шантарамят оттенками»). Или вместо обычного отзыва можно сделать пародию. Или написать в стиле автора. Или включить весь свой сарказм. Напишите про интересную книгу так, как захочется! Правил не существует — кроме орфографии и пунктуации.

Индивидуальные особенности

Проблемы с русским языком есть у всех, кроме профессиональных корректоров и редакторов. Важно перепроверять текст на свои «любимые ошибки» (-ТСЯ/ТЬСЯ?) и любимые слова («впрочем», «эта книга», «например»).

И ничего хорошего, если вы используете некую конкретную формулировку каждый раз или специально пишете «рекомендую к прочтению». Просто расскажите о книге. И оставьте читателю право самостоятельно решить, стоит ли это все читать. Обязательного списка для чтения не может быть, потому что все люди разные.

Постарайтесь воздержаться от оценочных суждений «хорошо» или «плохо», «сильно» или «слабо», «талантливо» или «бездарно», все это понятия субъективные. Аргументируйте.

Критика
Хамить, обзываться и кидаться обвинениями недальновидно. Ведь с нынешним развитием интернета автор запросто может наткнуться на ваш отзыв. Представьте, что вы сразу говорите ему прямо в глаза. Постарайтесь воздержаться от оценочных суждений «хорошо» или «плохо», «сильно» или «слабо», «талантливо» или «бездарно», все это понятия субъективные. Аргументируйте.

Когда хочется большего

Когда захочется большего, можно будет:
• почитать о литературно-художественной критике (список литературы на сайте любого журфака), поднабраться сведений о том, какие бывают жанры и направления,
• углубиться в учебники по стилистике и литературному редактированию (А.Э.Мильчин, Д.Э.Розенталь и ко, «Пиши, сокращай» М.Ильяхова, «Слово живое и слово мёртвое» Норы Галь). Всегда приятно понимать, как именно автор сделал тебе хорошо и как называются отдельные текстовые изыски,
• открыть коротенькие «Внутренние рецензии» Умберто Эко, там такие славные пародии на плохие рецензии, что все сразу встаёт на свои места.

Связаться с Ириной:

ria222@ya.ru
http://bookeanarium.livejournal.com/
https://twitter.com/bookeanarium/
https://www.facebook.com/iraraspopina/
https://www.livelib.ru/reader/bookeanarium/profile/