Рецензия: «Дом листьев» Марка Данилевского

Твой Плюс открывает новую рубрику  — блоги иркутян на социальные, культурные и любые другие актуальные темы. В первом выпуске начинающий книжный блогер Настя Долгополова рассказывает о пародии на жизнь, многослойном повествовании и об отсылках к отсылкам в новой книге Марка Данилевского.

Сразу скажу, что читать эту книгу никому не обязательно. Серьёзно, как Пушкин неплохо пожил, не читая Достоевского (хотя бы потому что последний ещё не родился, но все-таки), так и любой другой человек не обязан погружаться в лабиринты Данилевского, и никто его не осудит. Да и с Достоевским сравнивать смысла нет.

Гомер Симпсон в одной из серий возмущён тем, что весь кинематограф сейчас — отсылка ради отсылки, примерно то же можно сказать про «Дом листьев». Вся книга — это игра с читателем, книгоиздателем, переводчиками. Читая, я сравнивала «Дом листьев» с Джойсом, Фоером, Борхесом, искала аналогии, путалась, а в итоге сдалась и поплыла по течению текста.

«Дом листьев» изнутри. Фото: www.livelib.ru

Стоит отметить, что развлекательным это чтение не назовёшь — из-за причудливой верстки книги ты вынужден переворачивать ее, наклонять и всячески мучать себя, чтобы ухитриться прочесть, что там написано. Эту книгу хочется иметь у себя хотя бы как артобъект — полное торжество обладания бумажным изданием. Сноски обозначены всякими неожиданным знаками вроде сигналов земля-воздух и порой занимают по несколько страниц или вообще содержат только пустой квадрат.

Теперь наконец про сюжет. Он — камень в огород художественной критики, научной литературы, да и вообще во все стороны. Жуткая пародия на документалки, дневники, фильмы ужасов и жизнь. Вы ч и т а л и когда нибудь фильм? Купите «Дом листьев» и попробуйте (но я бы сначала подумала).

Твой Плюс готов публиковать записи из блогов — главное, чтобы они были интересными, актуальными и грамотно написанными. Просто сообщите нам о своем блоге и о том, почему о нем стоить рассказать — yourplus.work@gmail.com.

Военный фотограф, обладатель Путлицеровской премии и вообще живая легенда Уилл Невидсон с женой-моделью и двумя детьми переезжают в американскую провинцию. Чтобы запечатлеть счастливую историю переезда семьи в новый дом на видео, Уилл устанавливает повсюду камеры, которые фиксируют не лучшую обстановку в семье, а ещё — как за дверью крохотного чулана однажды образовалась зияющая пустота. Дом внутри оказывается неизмеримо больше, чем снаружи. Что скрывается в темноте — никто не знает, и Уилл, не внимая просьбам жены переехать, собирает экспедицию в тёмный безразмерный лабиринт, который сжимается, меняет очертания и вообще странно себя ведёт.

В течение нескольких экспедиций Уилл и его спутники снимают все на плёнку — по сути все, что мы читаем, это и есть «Пленка Нэвидсона». Документальный фильм, пересказанный на бумаге и снабженный комментариями учёных, журналистов, психологов, Стивена Кинга, Хичкока, а ещё ссылками на книги, многих из которых просто не существует — автор их выдумал. Это первый слой повествования.

Параллельно мы узнаём, что человек, который нашёл эту «Плёнку Нэвидсона» — слепой старик Дзампано, умер, и записями занимается татуировщик Труэнт двадцати с лишним лет. Влюблен в стриптизершу, наркотики и тату — впрочем, ничего необычного. Рукописи Дзампано захватывают его,он пытается больше рассказать нам о них, но на деле больше рассказывает о себе — мать умерла в клинике для душевнобольных, отец погиб, опекун избивал. В то время, как Нэвидсон блуждает по темным лабиринтам внутри дома, Труэнт занимается тем же в собственной душе. Не надо быть гением, чтобы по отрывочным записям понять, что он постепенно сходит с ума.

Книга снабжена большим количеством сносок, комментариев, ссылок и приложений — сохранившихся писем матери Труэнта, «Писем Пеликана» — по структуре напоминают Старшую Эдду, фотографий дома и снаряжения Нэвидсона, плюс различные списки. Пока автор играет с жанрами и сюжетами, читателю остаётся только забавляться чтением сносок (напомню, что половины изданий, на которые ссылается автор, не существует), комментариев Труэнта к текстам Дзампано. Отдельно хочу отметить издевательский алфавитный указатель — согласно ему, слово ужас встречается 47 раз, а слово умышленность отсутствует.