Книжный мир для взрослых: что читать?

Твой Плюс расскажет как и где искать книги, которые действительно захочется прочесть

В последние годы Иркутск стремительно развивается, в частности культурно. Иркутян уже сложно назвать провинциалами. Город стал радовать изобилием возможностей для развития молодых людей, он стал эстетически красивым и обустроенным. Ну как тут не начать интеллектуально развивать себя? Буквально на каждом шагу успешные талантливые люди разворачивают площадки для реализации потенциала способной молодежи. Но не только школьники и студенты используют блага современной жизни.

Сегодня, двадцатого мая, мне выпал шанс посетить лекцию очень интересной и идейной женщины Галины Юзефович «Как читают в России». Площадка международного книжного фестиваля в Иркутске — площадь около дворца спорта «Труд».

Галина Юзефович три года пишет книжные обзоры и рецензии на сайте «Медуза».

В России читают иначе, чем об этом думают

Распространено мнение, якобы время на чтение сокращается. Но в жизни ситуация не так ужасна. Да, в Советское время люди много читали, но не всегда от хорошей жизни. Чтение заменяло другие современные увлечения. Чтение было вынужденным процессом. Вынужденным оказывался и сам выбор книг.

Как следствие, спустя несколько десятков лет чтение уже не является центральным занятием. Появились новые увлечения. Люди переходят на просмотр картинок, и в этом нет ничего плохого. Но Галину все же огорчает факт снижения количества читающих людей.

Количество читающей аудитории снижается, но мейнстрим никто не отменял. Качественный пример — американская писательница Джоан Роулинг. Как известно, пользуются успехом и печатные издания, и захватывающие экранизации историй о мальчике-волшебнике, покорившие сердца миллионов поклонников. Галина: «Кино внутри, лучше кино снаружи». Это, к слову, о том, каким популярным явлением стал просмотр киноэкранизаций.

Но есть и другая сторона медали. Предыдущая мысль посвящена моде не в плохом смысле этого слова. При этом очень тяжело в России живётся людям, которые читают по внутренним устоям. Им предлагают чуждые им продукты. Точно так же, как нельзя навязать волю сознательному человеку, нельзя заставить человека полюбить буквы. Но бывают крайности: либо ты любишь читать с детства, и маркетологи пихают ненужный продукт, либо ты нашел другие интересы и тебя тщетно приобщают к чтению.

При этом индивидуальные силы в этом очень важны. Читателю не нужно предлагать того, что ему не хочется.

Обычный российский читатель отличается консервативностью взглядов. «Прямо скажешь, что лучше Бунина?», — типичный вопрос, задаваемый Галине. Российский читатель надеется, что из министерства культуры спустят волшебный список, где каждый пункт будет лучше классического образца.

Чудовищная лень современных обывателей приводит к тому, что появляется этакая книжная униформа. Очень многие российские читатели ждут, что к ним раз в месяц будет приходить специалист с вопросом: «Сколько книг в месяц вы хотите прочесть?», — и озвучивать пару-тройку увлекательных произведений.

Это было описание первой степени ленивости обывателя. Второй тип читателя по степени ленивости выглядит так: зайти в магазин, подойти к полке, на которой написано «Новинки и бестселлеры» и в итоге купить одну книгу по привлекательности обложки, чуть позже убеждаясь в том, что вся новая литература хуже Бунина. Судят по моде и большинству. Мы видим, что российский читатель ведёт себя необъективно.

Констатация трагической ситуации: если читателю повезло, и купленная книга ему понравилась, то закрыв последнюю страницу, он ставит её на полку, не неся в массы. Эту ситуацию мы сами создали. Но, повторимся: отчаянно читали и читают Бунина.

Анализ ситуации прост: падают тиражи. Беда в том, что чем меньше покупают книги, тем меньше пишут авторы. Ведь писатели нормальные люди, которым требуется заработок.

Таким образом, поголовье писателей сокращается, пропадает слава. Итог: ни денег, ни славы, и читатель своей пассивностью лишает себя еще не написанных книг.

Разумный читатель должен искать то, что ему понравится. Правильный метод поиска — искать «голоса», подсказки в пространстве, которые направлены в нужную точку.

Есть много площадок и источников, на которых увлеченные люди делятся своим мнением. Нужно писать отзывы и использовать знающих людей. Надо понимать устройство людей. Еще один способ вычленять нужную литературу — запоминать издательства. Этот метод трудоемкий, но надежный.

Следующий метод поиска — запоминать переводчиков. По опросу издательства «Эксмо» тридцать два процента опрошенных не помнят авторов прочитанных книг. Переводчикам в этом плане еще хуже. Совет Галины: «Ищите переводчиков, которые переводят то, что вам нравится».

Ресурсов безгранично много. Можно следить за книжными премиями. Например, премия «Большая книга». Минус премий в том, что сложно выбрать лучшего писателя, масса всегда недовольна.

Об алгоритме выбора книг в магазине:

«Свободный сёрфинг» — хорошо, но должен быть «костяк». Есть сознательные подростки, которые заранее представляют, что они хотят приобрести, находясь в книжной лавке. Нужно чётко знать, какой ты хочешь получить результат от прочтения. Лучший вариант — заранее подготовленный список. Можно интуитивно определиться на месте, как это сделала пятнадцатилетняя собеседница Галины в известной книжной сети. Но удачное попадание в цель не дает права молчать.

Святая обязанность каждого читателя — нести информацию дальше

Допустим, благодаря обзору вы прочли книгу, которая вам нравится, так пустите информационную цепочку дальше. Нет готовых ориентиров, нельзя сидеть на одном месте и надеяться на лучшее. Нужно нести огонёк, жизнь не терпит насиженности. Идеальный вариант: ищешь, находишь, читаешь. Лучшая форма «спасибо» критику, пойти и рассказать о книге своему окружению. Разруху создаем мы сами, никто нас не толкает, мы сами теряем интерес.