Получить образование и не остаться за бортом

Советы Гульнары Шориной, руководителя кадрового агентства HR Gym

Почему выпускники иркутских вузов не могут найти работу? Почему руководители не спешат отдать вакансию вчерашнему студенту? Что должен сделать человек, чтобы не стать профнепригодным сразу же после выпуска из университета? На эти и другие вопросы в интервью порталу «Твой плюс» ответила Гульнара Шорина, руководитель иркутского кадрового агентства HR Gym.

Кадровое агентство HR Gym занимается подбором персонала вот уже пять лет. В основном, агентство работает с иркутскими компаниями, однако есть опыт взаимодействия как с региональными, так и с федеральными организациями. Как правило, агентство подбирает специалистов на офисные должности, руководящие позиции, в том числе и топ-менеджмент.

— Если говорить о студентах, то эта та категория соискателей, с кем практически всегда достаточно сложно работать. Это можно сказать и с точки зрения отсутствия опыта работы (даже при наличии определенных знаний), когда руководители компаний не рискуют тратить свои деньги и время на молодых специалистов, чтобы обучить их конкретным практическим инструментов. Еще одна проблема студентов, с которыми мы сталкиваемся — несоответствие ожиданий от рынка и реальной картины. То есть, многие выпускаются с такими мыслями, что их уровень знаний очень высок, что они сразу хотят получать большую зарплату, и так далее. Зачастую, работодатель не может сразу удовлетворить все эти требования, и именно поэтому в большинстве случаев студенты и не могут найти себе подходящую работу на рынке труда.

— У нас зашла речь о нехватке опыта. Получается замкнутый круг: работодатель не устраивает человека, потому что у него нет опыта, но без работы студент этот опыт не получит никогда. Как быть в такой ситуации?

— Давайте здесь начнем с того, что мы тоже были студентами когда-то, и я с одной стороны их боль по этому вопросу понимаю. С другой стороны, понимаю все-таки не очень, ведь студенческая учеба занимает примерно 30% от времени, и всегда можно найти вариант каких-нибудь подработок, всегда можно найти вариант с бесплатной стажировкой, есть студенческие практики. Здесь многое зависит от студентов, на какую практику они пойдут. За те 3–4 недели, что вам дается на учебную практику, вполне можно найти какую-либо компанию, где можно было бы максимально себя проявить. Но, к сожалению, часто происходит так, что вся практика заканчивается на подписи каких-нибудь бумажек, то есть она абсолютно формальная. И то время, что можно было бы потратить на работу, уходит на отдых, поездки домой к родителям и тому подобное.

Студенческая учеба занимает примерно 30% от времени, и всегда можно найти вариант каких-нибудь подработок, всегда можно найти вариант с бесплатной стажировкой, есть студенческие практики

В рамках нашего кадрового агентства могу сказать, что у нас двери для студентов открыты всегда. Я очень часто выступаю перед студентами ИГУ, нархоза, политеха и всегда им говорю: приходите к нам, особенно если вы планируете связать свою деятельность с управлением персоналом, мы представим вам возможность для стажировки, научим и расскажем вам о каких-то вещах. Как правило, из ста или ста пятидесяти человек после таких встреч приходит от силы один-два студента. И это в лучшем случае. Хотя мы никогда не ставим никаких препятствий, идем на встречу по учебе, никогда такого не было, чтобы мы кому-то говорили: вот ты должен быть здесь. За это лето у нас прошли стажировку три человека, и эти ребята уже сейчас нашли себе какие-то варианты с работой или подработкой.

Варианты различные можно найти всегда. В первую очередь для этого нужно понять: а на что вы готовы пойти ради достижения этого варианта? Еще также нужно понимать, что это вам нужно что-то давать компаниям, а не наоборот.

Варианты различные можно найти всегда. В первую очередь для этого нужно понять: а на что вы готовы пойти ради достижения этого варианта? Еще также нужно понимать, что это вам, как студентам, нужно что-то давать компаниям, а не наоборот. Если поменять свое мировоззрение, то тогда жить станет проще. К тому же, работа в студенчестве — это всегда отличная практика. И, как правило, большинство преподавателей к этому относятся нормально, если с ними об этом поговорить.

— То есть, все дело в амбициях?

— Дело в амбициях, в отношении к работе, в том, как ты воспринимаешь этот мир. Нужно ответить на вопрос: тебе все должны, или ты что-то должен сделать для этого мира, чтобы он ответил тебе тем же?

— А есть ли у проблемы молодежной безработицы объективная сторона? К примеру, на уровне бытовых разговоров часто звучит такой тезис: переход на болонскую систему обучения пошел студентам во вред, дескать раньше вузы выпускали полноценных специалистов, а сейчас — бакалавров-недоучек. Влияет ли этот фактор на настроение работодателей?

— Безусловно, влияет. В последние десять лет вся система образования серьезно «качнулась», и его уровень образования, как мы видим, серьезно падает. Сейчас специалисты выходят неподготовленные. Это происходит за счет того, что, во-первых, объем информации увеличился, и, во-вторых, он обновляем. Зачастую, то, что студентам дают на первом курсе, на третьем уже не актуально. Система образования не умеет быстро подстраиваться под современные реалии: вуз обучает студентов по какой-то определенной программе четыре года или пять лет, а по выходу человек обладает теми знаниями, которые в большинстве своем уже не актуальны.

Что можно посоветовать в такой ситуации молодым людям? Я могу порекомендовать уделить большое внимание самообразованию. В разных областях сейчас существует множество обучающих курсов, образовательных порталов, семинаров, вебинаров, мастер-классов. В Иркутске проходит множество разнонаправленных мероприятий, где можно обучаться различным профессиям и быть в курсе того, что происходит в той или иной сфере. Есть специализированная литература, она также отвечает задаче самообразования студентов. К сожалению, часто сталкиваемся с тем, что, когда спрашиваем у студентов, какую последнюю книжку по специальности они читали, у них делаются большие круглые глаза: «а что, книжки есть? мы учебники читали». Очень слабый уровень самоподготовки — это проблема.

— Влияет ли выбор вуза на перспективы его выпускников при выходе на рынок труда?

— Сейчас это влияние становится все меньше и меньше. Как я уже отмечала, уровень образования в целом начал падать, и сейчас вряд ли можно сказать, дескать ИГУ, БГУ или еще кто-нибудь выпускает действительно крутых специалистов. Безусловно, в каждом выпуске каждого вуза есть и очень хорошие, сильные ребята, и не очень хорошие. Здесь и сейчас все-таки больше нужно говорить именно о самообразовании. Работодатель, как правило, смотрит не только на диплом, но и на то, что делал человек помимо учебы в вузе: каким опытом он располагает, терминологией обладает или нет, какие дополнительные знания приобрел. То есть, чем шире ваш портфель с информацией, полученной не только в вузе, а еще где-то на практике, тем выше ваши шансы заинтересовать работодателя. Кроме того, в современных условиях все больше работодателей происходят из коммерческой сферы, государственных структур становится все меньше. Поэтому все выше становится роль умения работать с коммерческими инструментами.

— Нельзя не обойти вниманием такой вопрос: может ли государство каким-то образом помочь студентам обрести себя по окончанию учебы?

— Я бы сказала так: государство должно помогать людям обретать себя не по окончанию учебы, а до ее начала. К сожалению, распространено, что молодые люди поступают на те специальности, о которых они не знают ровным счетом ничего. Многие оказываются к этим специальностям неспособны, отсюда — бросают учебу, переводятся… Люди не понимают, куда и зачем они идут. Бывает, что человек отучился, вышел на рынок — и никаких предложений для него нет, потому что та специальность, что была востребована пять лет назад, когда он поступал, сейчас уже никому не нужна. Самый максимум времени, который он может потратить на самоопределение — это полгода, дальше уже, как правило, он уже становится профнепригодным.

Государство должно помогать людям обретать себя не по окончанию учебы, а до ее начала: здесь нужно делать акцент на профессиональной ориентации ребят перед поступлением

Поэтому здесь нужно делать акцент на профессиональной ориентации ребят перед поступлением. Кроме того, должна быть профессиональная поддержка и во время обучения, нужно рассказывать, где человек может применить знания по своей специальности даже не в рамках своей специальности. Например, поступил человек на юриспруденцию и считает, что он будет только юристом. А какие альтернативы у него есть при его юридическом образовании, он, увы, не знает. И вот ему приходится спотыкаться, набивать шишки, пока он не найдет какую-то иную должность, где полученные знания найдут свое применение. Нужно расширять картину мира, чтобы человек понимал, где его образование может пригодиться еще.

— Можно ли говорить о каких-то перспективах в той или иной профессии на длинной дистанции — в пять-десять лет, например?

— Есть такой портал — «Атлас новых профессий». Его создатели проводят специальные исследования, исходя из которых они оценивают, какие отрасли будут актуальны в ближайшем будущем.

современный мир очень быстро меняется, поэтому нужно учиться быть универсальным специалистом: быстро получать новую информацию, усваивать и применять ее

Но здесь нужно еще понимать, что современный мир очень быстро меняется. Причем, со временем темпы этих изменений становятся все быстрее и быстрее. Поэтому нужно учиться быть универсальным специалистом: быстро получать новую информацию, усваивать и применять ее.

Безусловно, база — экономическое, юридическое, социальное, психологическое образование — необходима, это классика, от которой никуда не деться. Но умение переучиваться — это тот основной навык, который сейчас нужно в себе развивать. Если вдруг ваша профессия стала невостребованной, нужно быстро переключаться. Нельзя сидеть на одном месте и считать, что я вот юрист, я буду только юристом, и мне должны платить большую зарплату только потому, что я такой замечательный юрист.

— Что делать, если в один прекрасный момент человек осознал: та профессия, на которую он учится — она бесперспективна, малоденежна, и вообще душа к ней у человека не лежит? Резать по живому?

— Нужно понять — чего я хочу? Если мы говорим только о том, что та или иная профессия малоперспективна, то это уже немного другой вопрос. Надо исходить из того, могу ли я добиться чего-то в этой профессии или нет? Есть ли у меня желание развиваться в рамках этой профессии? Есть ли у меня к этому способности? Если на эти вопросы мы отвечаем утвердительно, то тогда можно оставаться на учебе именно здесь, саморазвиваться и идти дальше. Тем более, что любая профессия может быть прибыльной. Любая.

Но если же мы понимаем, что эта профессия нам не нравится, и мы не готовы работать в ее рамках, то тогда нужно искать альтернативу, куда можно уйти с имеющимся багажом знаний. При этом так же нужно задаться вопрос: а там я буду готов работать ежедневно? Перед тем, как произвести перевод, посмотрите — а куда же вы все-таки хотите перевестись. Иначе будут скачки с места на место, которые ни к чему хорошему не приведут.
Можно пообщаться с теми людьми, кто уже получил эту специальность, можно сходить на стажировку в компанию из той сферы, что вам интересна. Посмотрите, как люди там работают, как говорят, как одеваются, как себя ведут. Пообщавшись с ними, вы поймете: хотите ли вы быть похожими на них? Или вы хотите быть лучше них? Окей, тогда идите учиться именно на эту специальность, ведь у вас уже есть отличная мотивация.