«Детей воспитывать надо, чтобы не пили на улицах, во дворе»

Сергей Додин, молодой педагог — о зарплате учителя, АУЕ и Ельцине

1 сентября толпа внезапно погрустневших школьников наводнила свои учебные заведения — торжественная линейка, посвященная началу учебного года, собирает, как правило, большое количество людей. У дверей вузов тоже было полно народа — первокурсники, еще ничего не понимающие в устройстве институтской жизни, смотрели концерты, а после знакомились с одногруппниками и получали студенческие билеты.

Но 1 сентября — праздник не только первоклассников и первокурсников. Есть еще одна категория граждан, кто ждет этой даты с нетерпением или опаской — это учителя. О педагогах обычно вспоминают только на последнем звонке и, собственно, дне учителя. Мы посчитали это несправедливым и поговорили о вопросах насущных с Сергеем Додиным — учителем истории и обществознания, 2 года назад выпустившимся из педагогического института, а в 2016 году признанным лучшим молодым педагогом Ангарска.

О работе учителя

Я пошел работать в школу, потому что историю очень сильно любил, по другим предметам — алгебре, химии, физике — в аттестате тройки стояли.

Когда я подавал документы в институт в 2009 году, я подал только в два вуза: в политех на факультет социологии и СМИ и в педагогический на истфак. Я не знал, куда я поступал, даже не думал об этом.

Работа учителем — это и труд, и ремесло, и призвание. Я вот вижу, что у меня получается работать с детьми. Понятно, что я сам молодой и надо дисциплину держать жестко, но если бы оно мне не нравилось, я просто сказал бы: «Да ну его к черту!» — и ушел бы работать кем угодно, но не учителем. Но, работа в образовании — это труд, безусловно. Сидишь, заполняешь отчеты, распечатки все эти, контрольные проверяешь, планы пишешь. Ну и призвание, конечно: есть учителя, которые пришли, отработали свои часы — и ушли. «Пишите конспект», — и все. Все сидят, пишут. Я сам так учился, была учительница, видно было по ней, что ей это все не нужно.

Девочка одна пришла к нам в школу, только после института, отработала два дня, поняла, что не справляется и уволилась. Ну тут кому как. Я на 4 курсе в своей школе практику проходил, все хорошо было. Просто нужно кроме знаний и методику подтягивать — тогда вообще идеально.

Тут есть и труд, и призвание, разделять эти понятия не стоит.

Дети — очень тонкие психологи, они смотрят, проверяют тебя, как ты будешь реагировать, как ты будешь вести себя в той или иной ситуации, мягкий ты или жесткий

Вспоминаю свой первый урок периодически. В 2014 году я из армии пришел, ходил работу искал, пошел в школу. Первый урок — у 9 класса. Я опоздал, прибежал, сел за стол. Урок получился скомканный, знакомство, понятное дело. Дети вообще никак не реагировали. Они же первое время как оценивают? По обложке. Они очень тонкие психологи, они смотрят, проверяют тебя, как ты будешь реагировать, как ты будешь вести себя в той или иной ситуации, мягкий ты или жесткий. Ну и, конечно, 9 класс, девочки там хихикали сидели.

На тройку я провел этот урок, так себя оцениваю. Я сам его толком не запомнил, тему даже забыл. Ни домашнюю работу не задал, ни оценки не поставил, ничего, сам толком еще ничего не знал. В общем, ни о чем получилось.

О награде

Если честно, участвовать — не мое желание было. На педсовете поставили задачу поучаствовать в конкурсе. Все сидели, молчали, коллега предложила мою кандидатуру. Я так неохотно согласился. Я не хотел, стеснялся, может быть, боялся.

Интересный момент: дату открытого урока должен был назначить я сам, а я назначил слишком рано, у меня были сутки, чтобы подготовиться к нему. Сидели весь вечер с парой коллег, готовили этот урок. На самом уроке я нервничал, переживал: все смотрят — а я не привык, если кто-то смотрит, мало кто вообще это любит — но он прошел, я выдохнул. Судили конкурс учителя с гимназий, с лицеев, все учителя высшей категории с большим опытом, показали мне ошибки и недостатки, я взял ко вниманию. Бывает ведь, что-то не получается, знаний даже каких-то не хватает.

Я выиграл в этом конкурсе, поступили звонки с поздравлениями из других организаций, школ, выписали небольшую денежную премию, зарплату подняли немножко, появилось уважение среди учителей, учеников, пятиклассники в школе ходили и показывали мне статью из газеты об этом. Показал себя-учителя всем педагогам нашего города. Ну и сейчас не в 14 школе работаю, а в 8 гимназии. Перешел в другую организацию как раз благодаря этому конкурсу. Там мы показывали себя: как мы учились в институте, как мы занимались. Комиссия дала оценку, было 20 молодых учителей, среди которых меня выбрали лучшим. Я сам не ожидал, если честно, но так исторически сложилось.

О трудных подростках

Были у меня трудные дети в 6 и 7 классах. Первое время вообще никак не слышат, сам на них не обращаю внимание. Потом уже вижу их слабые места: можно взять дневник, отвести к завучу, двойку поставить. На следующий урок приходит и начинает заниматься, двойку исправлять. Вначале они всегда стараются подколоть, задеть. Я просто на все это не реагирую. Надо уметь выдать материал. Меня задевали, но я понимал, что это работа, что мне за это платят. Были случаи, когда очень жестко провоцировали. Например, в 9 классе был один паренек, вообще меня не слышал, вообще. А если и слышал, то делал вид, что не слышит. Учителя предупреждали: «Обходите стороной, не говорите ему ничего лишнего». Психика может не здоровая у него, еще что, не знаю.

Когда я учился, мы смеялись только над физруком и трудовиком. А по основным предметам, по алгебре, геометрии… Если я сижу тупой, то чего смеяться-то? А если все хорошо по предмету, то сидели шутили над молоденькими учительницами по английскому, по русскому. Но планку не перегибали никогда, не перебивали даже. А вообще, я видел видео издевательств над учителями в интернете, там ужас. Но это в ПТУ в основном.

А АУЕ это… Ой, я не понимаю. Кидают деньги, как они говорят, на общее. Они сидели в тюрьме что ли? Что-то строят из себя… Понятно, что нужно показать себя как-то, но не таким же способом! Сидят там, ручками на партах рисуют, звезды, надписи АУЕ. В тетрадях то же самое. Я, когда вижу это, тетрадь забираю, лист вырываю, кладу себе в стол. Сначала пусть аббревиатуры выучат, а потом уже что-то делают.

Детей воспитывать надо, проводить какие-то профилактические беседы, чтобы не пили на улицах, во дворе

Детей воспитывать надо, проводить какие-то профилактические беседы, чтобы не пили на улицах, во дворе, прочего не делали. В предыдущей мой школе, вон, даже наркотики находили.

Хотя, и дети разные. В моей бывшей школе дети просто гиперактивные. А есть другие школы. Смотрю, никто не бегает, стоят все, спокойные, в телефонах. Странно. От района что ли все зависит?

О митингах

Молодежь на митинги 26 марта и 12 июня привлекли 10 тысячами евро — вот и все. Детей полиция бить не будет, дети — самый лучший вариант для организаторов протестов. Зачем радикалов, студентов звать, если можно школьников использовать? С одной стороны, все правильно сделано. А с другой, если бы кого-то убили, Навального бы посадили — и все.

Детей использовать, мне кажется, гиблое дело. Особенно в наше время. Дети такие неприкасаемые, пальцем тронуть нельзя. Плюс — это неправильно и нерационально. Использовать надо молодежь, двадцатипятилетних. Навальный заинтересовал молодежь, потому что он моложе Путина, обещания дал, золотые горы, против власти пошел, вот дети и поверили ему. Он — человек, который хочет пропиариться и самореализоваться за счет власти. Так еще и с детьми вышел, а это совсем неправильно.

Учителя говорили детям о том, что ходить на митинги — плохо? Возможно, они боялись за их жизни

Просто-напросто… понятно, что президент у нас сейчас — монарх, доверие народа большое. Вот Жириновский, ему 70 лет, он хочет президентом стать. Ну куда ему? А Навальный молодой, энергичный, но кем он раньше был и откуда он вылез никто не знает. Может, он бывший бандит?

Учителя говорили детям о том, что ходить на митинги — плохо? Возможно, они боялись за их жизни. А может им директор сказал, не знаю.

О поколении

У нынешнего поколения есть все: гаджеты, смартфоны, планшеты. У нас мало, что было. Не все могли себе позволить даже Sega и денди. Ну просто у нас ограничения были, у них — нет. Кричат: «Мама, купи мне новые кроссовки!» Я свои кроссовки по 3, по 4 года носил, денег не хватало.

Что меня раздражает в наше время, то что пятиклассники уже во всех социальных сетях и с айфонами. У меня в школе вообще телефона не было! А район у школы неблагополучный, могут подойти и отобрать на раз-два. Как родители не боятся за ребенка, не знаю.
Видеоблоги все смотрят. Ну правильно — там показывают то, что нельзя показывать по телевизору. Дети перестали смотреть телевизор. Взять первый и второй канал — это же что-то с чем-то. Федеральное телевиденье — это война в Сирии, Украине, Америка. Ни слова об образовании, медицине, ЖКХ. Серьезно, я лучше посмотрю канал про животных. В интернете еще можно самому информацию подбирать, а по телевизору что показывают, то и смотришь, по программе все.

Были ли случаи, что чувства ко мне питали? Ну конечно, гормоны же играют, понятное дело. Когда в первый год работал, десятиклассницы валентинки дарили. Одна девятиклассница звонила по ночам. «Мы тут, — говорит, — гуляем возле вас». «Поздравляю, а я сплю» — и клал трубку. Соцсети взрывали. Нет, ну понятно, мне лет-то мало еще, только после института и армии, сам недалеко ушел от них. Это нормально. Если бы я был на их месте, пришла красивая учительница, очень красивая, я бы сказал ребятам, что она ничего, но границы бы соблюдал. Есть девочки безбашенные, но у всех характер разный, воспитание разное. Был пример в прошлом году в 9 классе подобного, фотографии увидели, где я в ночном клубе. И на весь класс спрашивают: «Что, в Kiso отдыхали, да?» Ну я понял шутку, да. Спрашиваю в ответ: «А у вас что? Подъезды, лавочки, что?» Сразу сел, обиделся. Ну я же тоже человек, могу себе позволить. Потом начали страницу смотреть, лайки ставить, в друзья добавляться. Теперь страницу ограничил.

О ЕГЭ

Хотят ввести обязательный ЕГЭ по истории — это плохо. Достаточно двух обязательных ЕГЭ по русскому и математике и 2–3 по выбору — пусть дети сами выбирают, что им сдавать, а что нет. Зачем их заставлять? Если человек естественник, он пойдет в медицинский, зачем ему история или английский? Вот у меня по английскому тройка в школе была, зато в институте преподаватели в вузе хорошие были, поэтому и дружу с ним. Я считаю, математику и русский нужно оставить обязательными, а остальные предметы не трогать даже. Дети и так замучены этим ЕГЭ, не нужно ничего нагнетать.

ЕГЭ для чего вообще вводился? Чтобы не было коррупции. Как дети могут давать взятки? Не понимаю. Камеры все эти, шаг лево, шаг вправо — выведут. С собакой что-то ищут, эти арки ставят. Это уже перебор, я считаю. Моя позиция — я против. Еще один минус ЕГЭ — это деньги, которые просто переводятся. Огромное количество бумаги и так далее.

Был наблюдателем на ЕГЭ. Сидеть 4 часа и ничего не делать — это тяжело. Ты не должен смотреть на учеников, смотреть в камеру. Должен просто сидеть, молчать и не двигаться, как статуя. Собрать бланки у всех, задержать последнего ребенка, чтобы он был свидетелем того, как ты пакуешь работы, что там ничего не подкинули. Это как работать охранником в магазине — весь день сидишь и смотришь, сидишь и смотришь. Ничего не делать — это самая тяжелая работа.
Плюсы работы на ЕГЭ в кабинете — если все закончат раньше, то и освободишься ты раньше. Некоторые же и за полчаса пишут. «Все что знал, то и написал», — говорят. Три часа максимум. В коридоре же сидишь пока председатель комиссии все не проверит, не пересчитает, последним из школы выходишь.

О зарплате

Проблема зарплаты учителей актуальна до сих пор, хотя труд вроде бы немалый. Многие говорят: «А что там сложного? Учебник прочитал и веди». Но это очень сложно. А если ты проводишь по 5–6 уроков в день — мозги плывут, ты реально устаешь.

Сейчас одна ставка учителя — 6500 рублей. Это меньше, чем МРОТ. Поэтому молодежь не идет работать в школу. Потому что денег не хватает

Зарплату полицейским подняли, милицию в полицию переименовали — для чего? Чтобы повысить престиж профессии. Раньше туда легко можно было устроиться, главное, чтобы военный билет был. Сейчас же либо огромная очередь, либо по связям. У учителей такого не было и нет до сих пор. Даже в советской системе образования — а в советское время профессия была куда более престижной и уважаемой в обществе — зарплата была высокой — учитель получал 200 рублей, по нашим деньгам тысяч сорок. Этого хватало на месяц. А сейчас одна ставка — 6500 рублей. Это меньше, чем МРОТ. Там надбавки еще есть, но тем не менее, это мало. Поэтому молодежь не идет работать в школу. Потому что денег не хватает.

Минус опять же какой работы в школе? Надо вкладывать свои деньги. Покупка бумаги, канцелярии. Если ты классный руководитель, нужно обзванивать родителей, нужно ходить по домам трудных подростков.

Но зато плюс работы учителем — уважение в обществе. Но уважение в карман не положишь. Есть шахтеры, которые получают по 40 тысяч. А ты уважаем в обществе, но денег не хватает на месяц.

Об образовании педагога

Слышал поговорку: «Мозгов нет — иди в пед». Есть такая теория, что в педагогический идут по остаточному принципу: не поступил в нархоз, не поступил в гос — иди в пед. У меня такого не было. Да, я подавал в два университета, но я не бегал тупо по всем вузам и не закидывал везде документы для поступления в институт. Я ехал целенаправленно. Были у нас ребята, которые приходили просто ради корочки, ради диплома — нас поступало 120 человек, выпустилось 70. Очень много друзей уехали в Москву, Петербург, они там не работают по специальности. В «Авито», «Евросети», где годно, но не по специальности. Некоторые работают в «Сбербанке» охранниками, но вопрос: «Зачем тогда вообще учиться?»

Некоторые и правда поступают туда, потому что никуда больше не поступили, а потом не пользуются дипломом. Хотя, может быть можно будет реализоваться в другой сфере, не обязательно в преподавании. Вот у меня знакомый филолог в Усолье работает ведущим на телевидении, другой знакомый работает заместителем директора. Если человек захочет, то он пробьется. В первые дни я шел на работу, не хотел, заранее уставал, бывает такое. Но я шел и отрабатывал.

Об истории

История — часть жизни. Это и прошлое, и настоящее, и будущее. Наука, конечно же. В науке всегда открывается что-то новое. В истории так же — все происходящее в наше время через мгновение — уже история. Хотя кажется, что изучать уже нечего, все открыто. Но поколения историков разные, все пишут совершенно по-разному. Ключевский писал одно, Карамзин другое. Поэтому можно изучить все самому, написать что-то свое. История — наука, история — труд. Некоторые считают, что там легко: даты, события и все. Но это не так. История — предмет разносторонний: там и математика, и физика, и социология, все отражено.

Нобелевской премии по истории нет — это минус.

Сталину повесили табличку на входе московского юридического вуза? Он — противоречивая личность. Для одних герой, выигравший войну, для других — предатель и убийца. Ну пускай висит себе и висит, я бы не стал краской поливать. Вот зачем Ленину памятники сносят? Это же дань истории.

Выбирая между Ельциным и Сталиным, без раздумий выбрал бы Сталина. Ельцин развалил страну: незаконные беловежские соглашения, собрались в Беларуси в лесу, чтобы при случае сбежать в Польшу, провели приватизацию, народ обеднел, война чеченская, олигархия. Какие плюсы? А у Сталина они хотя бы есть. Принял аграрную страну, а отпустил с ядерным оружием, войну выиграл, индустриализацию провел. Это не только его заслуга, да. Да и репрессировал не только он: Фрунзе, Хрущев, Берия… А Ельцин никого не репрессировал, не убивал? А как же расстрел парламента? Просто расстрелял из танков законодательную власть. Никого там не убили, конечно, но это — политический конфликт. На чеченскую войну отправляли срочников, необстреленных ребят. Ваучеры, деньги сгорали… В 1999 году Ельцин ушел, сказал, чтобы суверенитета брали столько, сколько хотели. Ну что за бред?

Война в Южной Осетии — это последствие распада СССР. Война на Украине, на Донбассе — то же самое

Война в Южной Осетии — это последствие распада СССР и 90-х. Война на Украине, на Донбассе — то же самое. Теракты — и это последствие. В Союзе был хоть один теракт? Не было же вообще.

При Сталине был голод, да. Но страна была после гражданской войны. Поэтому Сталин и сказал: «К черту НЭП!» Чтобы страна не делилась на богатых и бедных — появлялись ведь нэпманы, капиталисты. В 30-е годы города начали строить, заводы — это все заслуга Сталина. В 1953 году Россия была мощной ядерной державой, нас боялись. А при Ельцине над нами смеялись.

Но лучший правитель России — это Петр I. Вывел страну из изоляции, построил армию и флот, провел реформы, выиграл войну, сделал Россию Империей, простые люди обогащались, становились дворянами. Александра II тоже можно назвать, но Петра хотя бы не убили революционеры. У Екатерины II огромный плюс — это внешняя политика. А внутри страны… Немка сама же, до русских дела не было. А Петр занимался и внутренней, и внешней. Единственный минус — коррупционеров всех перебить не могу. Воровали все, и с кем он остался, если бы начал с ними бороться?

Опять же, при Сталине коррупции не было, боялись брать взятки — воронок с людьми в синих штанах приедет за тобой, и ты домой не придешь.