Чего мы не знаем о Булгакове?

Мариэтта Чудакова о литературе, М. Булгакове и рукописях, которые не горят

11 октября в ИФИЯМ ИГУ состоялась встреча с доктором филологических наук, членом Европейской академии, литературоведом, публицистом, критиком, мемуаристом, общественным деятелем Мариэттой Омаровной Чудаковой.

О Мариэтте Чудаковой

Мариэтта Чудакова — автор более 200 научных работ и статей по истории литературы 20 века, истории филологии и литературной критики. Сфера её интересов чрезвычайно широка: от изучения русской литературы советского периода (творчество М. Булгакова, Е. Замятина, М. Зощенко) до архивоведения и текстологии. Кроме того, Мариэтта Омаровна представляет Всероссийский булгаковский фонд, в своих работах освещает острые политические и социальные конфликты, которые происходят в настоящее время в России.


Доктор филологических наук, в январе отпраздновавшая своё 80-летие, прибыла в столицу Приангарья из Москвы. Первым пунктом её назначения стал Иркутский Государственный Университет. Мариэтта Чудакова рассказала слушателям о своей научной деятельности, об аспирантских годах, в которых и зародился интерес к изучению творчества Булгакова.

М. А. Булгаков (1891 — 1940) — русский писатель, режиссер, драматург, автор романов, рассказов, повестей, пьес, киносценариев и оперных либретто

О филологических буднях
Лекция позволила по-новому взглянуть на личность русского писателя, драматурга, театрального режиссера и актера Михаила Булгакова. Его биография никому в точности не была известна: знали только какие-то отдельные факты, но полностью проследить жизненный путь писателя не представлялось возможным — настолько таинственным ореолом была окутана жизнь автора легендарного романа «Мастер и Маргарита». Именно поэтому доктор филологических наук посвятила себя исследованию творчества Михаила Булгакова.
Работа в архиве, сбор материалов, сотрудничество с Еленой Сергеевной Булгаковой — третьей женой писателя, хранительницей его литературного наследия, позволили собрать ценные материалы для составления биографии. Сейчас нам доступно гораздо больше информации о жизни, литературных трудах и особенностях творческого пути автора.

«Жизнь творца легендарного романа „Мастер и Маргарита“ была полна загадок и тайн»

 

Рукописи не горят
Приводилось множество интересных фактов, касающихся жизни и творчества Михаила Булгакова. Например, неоконченный роман «Записки покойника» (1936) находился под запретом цензуры, поэтому только в 1965 году он был опубликован в журнале «Новый Мир» под заглавием «Театральный роман». Исследователем высоко оценена смелость Булгакова, который решился назвать роман «Белая гвардия» в условиях советского времени. Так сильна была верность писателя собственному слову правды.

При восстановлении частично уничтоженной рукописи «Мастера и Маргариты» Чудакова узнала, что Мастера и Маргариты не было в первой редакции романа Булгакова. Были сделаны выводы, что писатель взял каркас предыдущего замысла и представил его в новом свете, добавив автобиографические элементы.

Исследования М. Чудаковой дают возможность вот уже не первому поколению филологов знакомиться с удивительной жизнью Михаила Булгакова

Вклад в филологию
Мариэтта Чудакова собирала материалы про Булгакова буквально по крупицам. По её словам, она «проявила филологическую самоотверженность», когда писала обзор архива по творчеству писателя и первый очерк биографии. Нужно иметь большое терпение, всем сердцем любить своё дело, чтобы быть готовой в любое время отстоять свою точку зрения, нести людям правду, ежедневно иметь дело с цензурой. Всё это доктору филологических наук удалось осуществить, и в настоящее время миру известны многие труды Мариэтты Чудаковой о Михаиле Булгакове, которые раскрывают степень независимости писателя в социально-культурном контексте.