«Матильда выходит на сцену…»

Рецензия на фильм, который вызвал огромный резонанс в обществе.

Фильм Алексея Учителя «Матильда» о романе последнего из Романовых с прима-балериной Мариинского театра стал уникальным для современной России еще до своего выхода в прокат, потому что он вытащил на поверхность залежавшиеся социальные разногласия касаемо свободы совести и трактовки истории. «Матильда выходит на сцену» и первые зрители переживают о том, что они увидят невероятно пошлое кино, которое оставит неприятные впечатления о Николае II. Другие переживают о святотатстве, которое зловещей тенью преследует этот фильм. Третьи, что их подожгут во время просмотра, но ровно никакие опасения не сбываются и после люди идут домой с приятным романтическим чувством, которое поселил этот фильм в их сердцах. В конечном итоге, кино вышло совершенно безобидным. Николай II предстает перед нами как обычный человек, который в определенный момент вынужден выбирать между тем, что он хочет, и тем, что он должен сделать. Как человек, который так же, как и все, страстно влюбляется и формирует свое мировоззрение в относительно молодые годы. Как пленник обстоятельств, которым является почти любой из нас. В корне своем кино, в первую очередь, философское.

К сожалению, в резких переходах в повествовании и плохо интегрированных сюжетных линиях видно, что создателям фильма, скорее всего, пришлось нещадно урезать ленту, дабы сделать ее «приемлемой», и это, безусловно, огорчает, ведь снята она просто великолепно. Постановка, игра актеров, декорации, операторская работа и все-все-все, что касается визуального ряда, в «Матильде» выполнено на высочайшем уровне (даже гордость берет за российский кинематограф). Благодаря неописуемым кадрам и мощнейшим сценам, фильм погружает зрителя в атмосферу роскошной и красочной жизни императорской семьи на рубеже прошлых веков. Это действительно интересно и приятно смотреть. Никто в «Матильде» не упал лицом в грязь, хотя при желании святотатство и пошлость можно найти и в «Иронии судьбы». Могу только порекомендовать это кино, оно требует просмотра и своим качеством и своим контекстом.

Пара слов в защиту конституции
Этот фильм поставил российскую власть в неудобное положение — запрещать и признаваться в существовании жесткой цензуры, или же запускать в прокат и вступать в конфликт со своим прежним курсом развития, который подразумевал активное использование церкви в формировании однородного, консервативного, патриархального государства. В итоге, Минкульт и вышестоящие выбрали тактику максимально возможного в этой ситуации нейтралитета, чтобы сохранить остатки своего демократического лица. Фильм вышел в прокат, но упоминать его на федеральных каналах и тем самым связывать его с главными властными структурами было запрещено. Организация «Христианское государство — Святая Русь», угрожавшая кинотеатрам, показавшим «Матильду», поджогами и убийствами, слава Богу, была приструнена правоохранительными органами путем заключения под стражу главы этой организации. Избитый и изогнутый каркас конституции РФ выдержал и активные нападения некоторых чиновников, излагающих волю относительно небольшого количества «активных» православных верующих граждан против этого фильма. Очень приятно, что идеалы демократии еще остались жить в сердцах российских людей.

Я считаю очевидным, что нам пора образумиться, сбросить пелену своих яростных предрассудков и отнестись к искусству правильно, т.е. как к субъективному взгляду автора. Смотрите и наслаждайтесь.