Конспект: художники в России до и после Октябрьской революции

В галерее В.Бронштейна прошли авторские лекции Анастасии Сосновской о стремительных изменениях в искусстве конца XIX – начала XX веков и тех, кто эти изменения совершил.


Анастасия Сосновская (арт-блогер) просто и доходчиво рассказала любознательным об искусстве. На её аккаунте в Instagram более 18 тыс. подписчиков.

Передвижники
Начало положила группа московских и петербургских художников, которые создали Товарищество передвижных художественных выставок в 1870 году. В их число входили Н.Н.Ге, А.И. Куинджи, И.Н. Крамской, И.Е. Репин и др. Передвижников объединило стремление писать на свободные темы, в то время как в Академии художеств были строгие предписания. Желание экспонировать свои работы широкой публике в разных городах подвигло авторов организовать передвижные выставки: сегодня в Москве, через месяц в Харькове. Отсюда и название. Такая тактика позволила художникам получить известность, успешно продавать работы и стать независимыми.

Ссылка на аккаунт Анастасии здесь.
И. Репин «Какой простор!»

Модерн
Это направление набирало обороты в Европе в 1890-х годах. Его представители: Густав Климт, Альфонс Муха, Обри Бёрдслей. Модерн подразумевает фантастичность, создание красоты ради красоты, отсутствие социальной или политической окраски. При этом модерн не слишком практичен. Посмотрите на Саграда Фамилия (Искупительный храм Святого Семейства) архитектора Антонио Гауди. В храм вложено столько сил и денег, но разве эти затраты не стоят его невообразимой красоты?

Строительство Саграда Фамилия идет с 1882 года и до сих пор.

В России идеи модерна подхватили художники из объединения «Мир искусства» — К. Сомов, И. Билибин, А. Бенуа, Л. Бакст. Их полотна наполнены сказочностью, грёзами. Сомов, например, писал сцены балов и маскарадов XVIII века, старался передать праздничность и роскошь ушедшей эпохи.

К. Сомов «Маскарад»

«Голубая роза»
Объединение возникло в 1907 после проведения одноименной выставки. В него, помимо модернистов, вошли символисты. Как и поэзия символизма, творчество этих художников было построено на недосказанности, загадочности образов, философском содержании. Художники использовали локальные цвета и простые формы. Им удавалось то, чего не добиться в академической живописи – передавать ощущения.

Вот работа М. Сарьяна — «Зной. Бегущая собака». Заполненные однородными цветами пятна вызывают впечатления полуденной жары, от которой, кажется, даже время идет лениво. Символисты искали красоту в вечности, а вечной они считали природу. В их работах отчетливо видно влияние А. Матисса, П. Гогена и П. Сезанна.

М. Сарьян «Зной. Бегущая собака»

«Бубновый валет»
Появился следом за «Голубой розой» в 1910. Художники этого объединения решили действовать противовесом символистам, отмели «философствования» прочь и как бы «приземлили» живопись. Сцены выбирали бытовые, откровенные и даже провокационные. Это оскорбляло взгляды публики, шокировало её, а художники как раз и стремились к эпатажу, к проявлению индивидуализма.

И. Машков «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского»

Возникновение направлений
Стремление выразить на полотне своё «я» подтолкнуло художников из «Бубнового валета» к развитию собственных художественных концепций. На волне открытий в области физики М. Ларионов придумал лучизм. Он объяснял, что художник должен увидеть исходящее от объекта излучение и отобразить его на холсте. Жена Ларионова Н. Гончарова работала в стиле лучизма и кубофутуризма. Кубофутуризм — слияние кубизма (деления объекта на плоскости) и футуризма, о чем красноречиво говорит название направления.

М. Ларионов «Красно-синий лучизм»

В.Кандинский, один из основоположников абстракционизма, имел особенность: он был синестетом и мог слышать звук через цвет. Поэтому он решил передать музыку через живопись. Начала своё развитие беспредметная живопись.

В. Кандинский «Композиция VII»

П. Филонов, соединив кубизм и принцип «органического роста», создал собственную концепцию — аналитическое искусство. Он нарушал законы живописи и работал не от целого к частному, а наоборот: создавал образы от одной «клетки» к целому «организму».

П. Филонов «Буржуй в коляске»

Шагал и Малевич
Среди всех этих художников особняком стоит Марк Шагал. Он — ученик Рериха, но в академическом искусстве не преуспел. Зато пришел к собственному стилю на стыке примитивизма, экспрессионизма и кубизма. Картины Шагала эмоциональны, полны чувства любви.

М. Шагал «Над городом»

После революции 1917-го года Шагала под покровительством самого Луначарского отправили в Витебск «нести искусство в массы». В 1919 году он открыл там художественное училище. Удивительно, что во время Гражданской войны он доставал и краски, и холсты, и еду.
Казимир Малевич дважды пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и оба раза безуспешно. Малевич учился у разных художников, постоянно находился в поисках. Писал в духе импрессионизма, потом стало заметно влияние Обри Бердслей и Тулуз-Лотрека, затем — Матисса. Малевич искал живопись, которая подходила бы именно ему, желал проявить свою индивидуальность. И, наконец, нашел супрематизм — «наивысшее искусство» — в нем нет ничего предметного, но есть ритм, цвет и композиция.

У Казимира Малевича уже была семья, когда он решил стать художником. Пока он учился, семью кормила его престарелая мать, державшая в Москве столовую.
К. Малевич «Супрематизм. Живописные объёмы в движении»

Когда Малевич был уже известен публике, он отправился в Витебск преподавать в училище. Не то чтобы он горел идеей просвещения, просто Витебск был не самым голодным городом в то время. Студенты постепенно стали уходить от Шагала к харизматичному, уверенному в своих идеях Малевичу. И тогда Марк Шагал с семьей уехал во Францию, где и провел большую часть своей долгой жизни.

«Черный квадрат» победил
Художники в начале XX века не могли усидеть без дела: писали бесконечные манифесты, устраивали съезды, занимались литературой. А когда в 1913 году М.Матюшин и А.Крученых загорелись идеей создания футуристической оперы «Победа над солнцем», Малевич принялся за создание декораций и эскизов костюмов. «Черный квадрат» пришел как раз из декораций к этой опере, став символом преобладания человеческого творчества над природой, символом победы над солнцем.

Опера «Победа над солнцем» (2013 год)

Авангард – это движение передовых художников. Все эти “измы”, изобретенные направления – «от ума». Такого никогда не было раньше, эти концепции в живописи, в искусстве – самые настоящие открытия. Без них не появились бы современный дизайн и архитектура.