«А ты пиши, пиши, что-нибудь после тебя останется…»

После успеха на Берлинском кинофестивале, в  4-дневный прокат вышел фильм «Довлатов», рассказывающий о нескольких днях из жизни писателя Сергея Довлатова в Ленинграде начала 70-х. 

Начну рецензию с того, что отношусь к творчеству Сергея Донатовича с большой любовью. Год назад я нашла книгу под названием «Чемодан» на лавочке в Санкт-Петербурге, книга была зарегистрирована в «буккроссинге» (спасибо тебе, неизвестный буккроссер!) Ту книгу, как и все последующие, я «проглотила» за вечер. Книги Довлатова цепляют людей, живших во время советской власти и любопытны тем, кто эту эпоху не застал.


Сразу оговорюсь, что на фильм шла с предвзятым мнением — фильм мне точно должен понравиться, уж сильно был хорош трейлер. Да и к тому же играет любимая актриса Елена Лядова. В маленьком зале в 11 утра буднего дня нас было четверо: я и три женщины средних лет. Из всех четверых прогуливала пары только я.


Хочу отметить, что фильм не является динамичным и остросюжетным, но в натуральности всего происходящего на экране нет никаких сомнений. Как и в игре актёров.

Кстати, о актерах. С кастингом актеров попали в самую точку. Главные герои, по мнению многих современников Сергея Донатовича, похожи на реальных Довлатова, Бродского, жену Довлатова Лену, дочку Катю.

Фильм рассказывает о жизни Довлатова в Ленинграде накануне эмиграции его друга, будущего лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского.

Фильм погрузил в свою атмосферу с самого первого кадра. Приятный мужской голос дубляжа (актер Милан Марич, сыгравший Довлатова, не говорит по-русски) атмосфера Ленинграда, быт тех времен и разговоры героев во всей этой обстановке добавили фильму шарм.

Фильм переносит в эпоху застоя. Ощущение тотальной тоски и безнадеги: пустынные, осенние улицы навевают уныние. Довлатова, Бродского и их друзей убивает невозможность свободно писать, издавать свои произведения, устраивать концерты и выставки. Они задыхаются в окутанном сигаретном дыме однообразных, не сулящих перспектив «квартирников».

Меня поразила сцена ареста и гибели героя Козловского, сыгравшего фарцовщика Давида. Одна из самых печальных сцен во всем фильме, который нельзя назвать тяжелым.

Хочется надеяться, что атмосфера начала семидесятых не была настолько безнадежной. Были и радости, и любовь, и вера в лучшую жизнь. Детям покупали кукол, на которых, в общем-то, не было денег.


События картины как бы увидены глазами Довлатова. Это проекция его рефлексирующего сознания, в котором реальность переплетается со снами. Да и весь фильм кажется тяжелым сном, после которого обязательно наступает пробуждение.