20 и 21 апреля один из залов галереи В. Бронштейна перевоплотился в театральную сцену. Зрителям представили моноспектакль «Старик и море» известного бурятского режиссёра Олега Юмова, в котором сыграл народный артист Бурятии Баста Цыденов.
Постановка по одноименной повести Эрнста Хемингуэя открыла новое прочтение истории о старом рыбаке Сантьяго, поймавшем рыбу мечты. В спектакле противоборство человека и стихии, духа и плоти, мечты и действительности разворачивается под аккомпанемент монгольского музыкального инструмента «моринхур», а сакральный символ «мандала», который рисует актёр, заставляет смотреть, затаив дыхание.
На все времена
У каждого режиссёра есть определенный ряд произведений, с которыми ему хочется работать. Конечно, не всегда такая возможность представляется. Мне же необычайно повезло, потому что я работаю с тем материалом, который выбираю сам.
Творчество Э. Хемингуэя любим всей семьей. Мой брат, например, читает его произведения на языке оригинала. Я время от времени возвращаюсь к отдельным фрагментам из романов и повестей знаменитого американского писателя, это позволяет открывать для себя новые смыслы.
«Старик и море» — это классика на века. С каждой постановкой для нашего драматического театра раскрываются нюансы и оттенки бесконечно глубокой философской повести Э. Хемингуэя. И я уверен, что ещё больше откроется в будущем.
О моноспектакле «Старик и море»
В первой версии спектакля «Старик и море» была задействована вся труппа бурятского драматического театра. Однажды появилась мысль сосредоточиться на тексте, исключив все остальные мотивы. И одновременно с этим поступило предложение поставить моноспектакль для фестиваля. Поэтому мы всерьез задумались над этим и принялись за работу: убрали всех действующих лиц, кроме старика Сантьяго, придумали новую концепцию и символику постановки. В галерее В. Бронштейна зрители увидят вторую версию спектакля «Старик и море» — в ней есть только один актёр и один музыкант.
Хотелось, чтобы моноспектакль сопровождала живая музыка, ведь в противном случае исчезла бы атмосфера. Поэтому в постановке «Старик и море» музыкант играет на монгольском смычковом инструменте «моринхур».
В работе над спектаклем мы стремились избежать реалистичности, главным для нас было символическое прочтение повести Э. Хемингуэя. Поэтому на протяжении постановки актёр Баста Цыденов создает мандалу (сакральное схематическое изображение миропорядка – примеч. автора), которая отражает его путь.
Символика в спектакле дарит некую загадку, даёт шанс по-своему проинтерпретировать «Старика и море». Бесчисленное множество зрительских трактовок и отступление от иллюстрации текста – вот то, к чему мы стремились в процессе работы.
О планах
В ближайшее время я собираюсь поставить спектакль в кукольном театре «Ульгэр» в Улан-Удэ. Работаю над драматической постановкой «Повесть о Петре и Февронии», в которой будут задействованы и актёры, и куклы. Премьера состоится в день памяти святых – 8 июля.
Как сердцу высказать себя?
Театр – это в первую очередь не работа, а требование души и способ выразить свои чувства и эмоции. Каждый высказывается по-своему: кто-то через поэзию, кто-то через живопись, кто-то через музыку. А я – через спектакли. Театр существует не для удовлетворения своего самолюбия, а для передачи видения, эмоций, переживаний, впечатлений и вечных смыслов.