Сны Зилова, или Сезон охоты объявляется открытым

Рецензия на спектакль «Утиная охота» (16+)  в театре кукол «Аистёнок».

83 сезон в иркутском областном театре кукол «Аистёнок» начался с мировой премьеры. Главный режиссёр Борис Константинов из Государственного академического центрального театра кукол им. Образцова (г. Москва) поставил «Утиную охоту» А. Вампилова. Очень смело: с пьесами драматурга не работали ни в одном театре кукол России и Европы. Драма жизни, столкновение идей, вечная тема своего среди чужих, чужого среди своих…. Как передать всё это в театре кукол? Как это будет выглядеть? Чтобы разрешить вопросы,  отправились на премьеру спектакля «Утиная охота» 7 сентября 2018 года.

Юбилейная постановка

Пьеса А. Вампилова «Утиная охота» (1967) приняла боевое крещение в театрах России (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ярославле и др.) и за рубежом (в Молдове и Риге) 24 раза. «Аистёнок» стал 25-м театром, который взялся за постановку драмы. Многочисленные интерпретации и режиссёрские прочтения «Утиной охоты» не случайны. Интерес к пьесе — в злободневности тем, понятных и знакомых читателям и зрителям и через 20, и через 100 лет. Разве не остаются актуальны вопросы дружбы, предательства, одиночества, любви и измены?

Действие драмы происходит вокруг Виктора Зилова – человека,  для которого существуют две страсти – женщины и охота. Главные его проблемы – скука и безразличие. Именно благодаря им с Зиловым происходят все события, которые влекут за собой измены, любовные треугольники, крушение надежд и как следствие – разочарование во всём. Герой пьесы одинок и страдает от непонимания. В полной мере выразить тоску позволяют реминисценции в пьесе – события переносятся в прошлое и воображаемое будущее героя.

Фото: Роман Кириченко

Театральный эксперимент

Для режиссёра спектакля Бориса Константинова предстояло справиться с двойной задачей: передать психологизм драмы, тончайшие изменения в настроении и поведении героев и не прибавить ничего лишнего, чтобы драма не обернулась фарсом.

С начала работы до её завершения постановка «Утиной охоты» и для режиссёра, и для труппы театра «Аистёнок» была экспериментом. Б. Константинов обратился к довольно популярному для театра кукол приему: он соединил игру актера и кукол. В спектакле был один актёр – Зилов (в исполнении Романа Бучека), а всех остальных действующих лиц изображали куклы. Роман Бучек воплотил на сцене настоящего типичного Зилова, которому хочется жить, любить, страдать, и, наконец, стрелять. Убедительно и проникновенно. Таким образом, зритель погружался в мир главного героя и словно глядел на окружающий мир глазами Зилова.

Что такое утиная охота? Для главного героя (Зилова) – это глоток свободы, несбыточная мечта, для его окружения – повод для насмешек, шуток и упреков.

Режиссёр провёл параллель между миром кукол и миром реальных людей. Зилов – живой, реальный, а его окружение – лишь сон, туман, обман (недаром второе название спектакля «Сны Зилова»). Создавалось впечатление, что Зилов находится в плену у искусственного мира, где всё ненастоящее, кукольное, обманчивое, и где только он один пытается избавиться от одиночества и тюрьмы своих идей.

Фото: Роман Кириченко

Кукольный дом

Интересна сценографическая сторона работы над «Утиной охотой». Комната Зилова представляет серое бетонное помещение без каких-либо признаков уюта. Это даже не комната, а пустая клетка, «тюрьма», в которую герой поместил себя сам. За несколько секунд комната превращается в ЦБТИ (Центральное бюро технической информации – примеч. автора), в кафе «Незабудка», в подъезд дома – динамичность в смене сцен как нельзя лучше передает ритм пьесы А. Вампилова. И в то же время не создается впечатления, что зрителя против воли бросают из одного пространства в другое. Нет, перемещения происходят весьма органично.

Большое значение уделяется игре света, тени и перспективы. Благодаря им незаметна разница в росте человека и куклы (а ведь куклы в два-три раза меньше актёра!) и многие сцены оригинально обыграны (например, с помощью теней показано, как гости собираются в квартире на новоселье, танцуют, любуются видом из окна и т.д.).

А не Зилов ли ты случайно?

Характерное для пьес А. Вампилова столкновение героя с жизнью, социальным окружением и обстоятельствами призвано испытать человека, оценить свои поступки и, может быть, узнать/ не узнать себя в героях произведений. Спектакль «Утиная охота» в театре «Аистёнок» достойно передает атмосферу драмы и задаёт вопрос – возможно ли преодолеть внутренний конфликт и обрести гармонию? Для Зилова этот вопрос остаётся открытым.

Фото: Роман Кириченко

Быть или не быть? Быть!

Финал «Утиной охоты» в постановке Бориса Константинова символичен: на героя опускается бетонная стена, но он в последний момент спасается, зацепившись за окно. Это — своеобразный выбор в пользу жизни и сражения, который дарит зрителям надежду. Будет новый день, а значит, появится шанс не повторять ошибок и  попытаться что-то исправить.

Получилось ли у Б. Константинова воплотить на сцене замысел «Утиной охоты»? С уверенностью заявляем, что получилось. Режиссёр прочувствовал внутреннюю жизнь пьесы А. Вампилова и не только перенёс мир «Охоты» в пространство театра кукол, где царят свои законы театрального действия, но и с первых минут убедил зрителей, что по-другому и быть не может. Действительно, пьеса иркутского драматурга органично и понятно смотрится в театре кукол. Эксперимент удался.