Итоги киногода

Кинокритик Егор Москвитин о российском и зарубежном кинематографе в 2018 году

На факультете филологии и журналистики ИГУ пятого октября прошла лекция Егора Москвитина. Московский кинокритик рассказал о кино и сериалах в России и мире, подвел итоги фестивального года и посоветовал, какие фильмы посмотреть.

Егор Москвитин

О зарубежном кинематографе

Есть тенденция, согласно которой люди не хотят смотреть сериалы, если в нем нет, по крайней мере, одной всеми узнаваемой звезды. Но многих знаменитостей из-за плотного рабочего графика невозможно пригласить сниматься в проекте на срок больше, чем год. Поэтому постепенно все сериалы станут односезонными. И это хорошая новость, ведь будет больше законченных историй.

Один из трендов 2018 года в киноиндустрии – заключение современных историй в формат сказки.

Кинематограф возвращается к студийной системе. Ещё в 30-е и 50-е годы в Голливуде, когда он находился на пике своей славы, практически каждый актёр был привязан к определенной студии и не мог сниматься в фильмах у других. И сейчас происходит то же самое.

Netflix – американская развлекательная компания, поставщик фильмов и сериалов на основе потокового мультимедиа – примеч. автора

Например, Netflix старается купить как можно больше актёров, которые бы работали только на них. Теперь Уилл Смит, Адам Сэндлер и многие другие снимают только для них. Талантов мало, масштабный рынок перенасыщен, поэтому это неизбежно приведёт к тому, что некоторые любимые актёры и режиссёры уйдут на телевидение.

Уничтожается независимый прокат. Первым от этого пострадает независимый прокат кинофильмов и создатели картин.

Для сравнения: с 50-х годов ХХ века, когда в массовое употребление вошли телевизоры, не меняется количество продаваемых билетов в США. Во времена Великой Депрессии американцы ходили в кино до 28 раз за год. Да и как не пойти, билеты ведь были очень дешевыми. Но потом появились сериалы, возможность скачать фильмы и посмотреть их дома, цены на билеты существенно возросли, поэтому количество просмотров фильмов в кино упало до четырёх раз!

Инклюзивность, то есть включение в процесс кинопроизводства всех, действительно существует и в настоящее время.

«В этом году я впервые занимался программированием кинофестиваля «Пилот» в Иваново. Для этого мне пришлось посмотреть 70 русских сериалов на год вперед. Незабываемое было лето…»

Например, на Netflix есть большое количество сериалов для узкой аудитории (например, для латиноамериканцев, которые любят кататься на велосипедах). Это – единственный способ заполнить американский кинорынок, в котором осталось определенное количество людей, не вовлеченных в киноэпопею. Благодаря этому люди могут рассказывать истории, касающиеся их сообществ. Всё это приводит к настоящей демократизации массовой культуры.

О российском кинематографе

Кинорынок в России растёт. Прошлый год был первым в киноистории, когда отечественные фильмы заработали в прокате 25% от всех сборов, а ведь два года назад сумма была всего 15%!

Не существует разлома между государством и частным кино. В 2017 году на фестивале «Кинотавр» из 14 фильмов 9 были сняты без поддержки государства. Серьезного авторского уникального кино было меньше, чем государственного.  Теперь же ситуация изменилась: из 8 фильмов в программе «Дебют» — 7 проспонсированы государством. При этом говорить о том, что есть цензурные ограничения, тоже не приходится.

Зато на телевидении, в отличие от кино, есть чёткие границы дозволенного, за которые нельзя выходить. Если в сериале говорится о коррупции, то в ней ни в коем случае нельзя подозревать две силы: президента и силовые группы. Можно допустить воровство губернатора, чиновника, депутата, но это потому, что до них не добралась карающая рука сверху.

Повышенный интерес к фильмам национальной драматургии. Процветает якутское и бурятское кино.

Например, фильм «Костёр на ветру» якутского режиссёра Дмитрия Давыдова выиграл главные призы на кинофестивалях в Канаде и Южной Корее. Стоит отметить также и снятые в Кабардино-Балкарии «Теплоту» и «Глубокие реки».

У российского кинематографа по-прежнему женское лицо.  В России, начиная с 2014 года, на «Кинотавре» женщинам принадлежит 70% снятых фильмов.

Например, «Сердце мира» Натальи Мещаниновой, «История одного назначения» Авдотьи Смирновой и Анны Пармас, «На районе» Ольги Зуевой.

Российские фильмы не имеют определенной тенденции: в кино освещают самые разные темы. А в случае с сериалами всё по-другому: они концентрируются на изображении частной свободы. Чем больше мы слышим в новостях о сплочении и общечеловеческих ценностях, тем больше сериалов пытаются показать право человека на моральную свободу.

В «Облепиховом лете» Виктора Алфёрова совершена довольно безнравственная ошибка: отношения Вампилова с другом, с которым они плыли в лодке, когда случилась трагедия, показаны как у Моцарта и Сальери. Создается ощущение, что между ними было постоянное соперничество. Но на самом деле всё было по-другому: если в фильме происшествие представлено как непредумышленное убийство, то в действительности всё было гораздо сложнее. Но если смотреть «Облепиховое лето» как историю об абстрактном человеке, который находится в поисках своего пути, сталкивается с лицемерием окружающих и пытается сохранить свою внутреннюю чистоту, то это довольно симпатичное кино.

Фильм «ВМаяковский» Александра Шейна интересен тем, что это не традиционная биография Владимира Маяковского, а история о том, как актёры собираются в темной комнате, чтобы читать сценарий фильма про него. Тут и Чулпан Хаматова, и Юрий Колокольников, и Евгений Миронов, игра которых завораживает – так искренне они выражают муки творчества.

Фильмы, рекомендованные к просмотру

По результатам «Sundance Film Festival» в США, выборгского кинофестиваля «Окно в Европу» и Международных кинофестивалей в Каннах, Венеции и Торонто:

  • «Дикая жизнь» (режиссёр Пол Дано);
  • «Американские животные» (режиссёр Барт Лейтон);
  • «Зверь» (режиссёр Майкл Пирс);
  • «Поцеловать Кендис» (режиссёр Aoife McArdle);
  • «Счастливый Лазарь» (режиссёр Аличе Ровахер);
  • «Догмэн» (режиссёр Маттео Гарроне);
  • «Молитва перед рассветом» (режиссёр Жан-Стефан Совер);
  • «Три дня с Роми Шнайдер» (режиссёр Эмили Атеф);
  • «Рома» (режиссёр Альфонсо Куарон);
  • «Братья Систерс» (режиссёр Жак Одиар);
  • «Возвращение Бена» (режиссёр Питер Хеджес);
  • «Красивый мальчик» (режиссёр Фелик Ван Груниген);
  • «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» (режиссёр Ксавье Долан).