Году театра посвящается

Твой Плюс поговорил с актёром драматического театра Алексеем Орловым, который задействован во всех премьерах 2019 года.

Вы сыграли в «Холстомере», одной из знаковых премьер 2018 года. Можно ли назвать этот спектакль особенным?

Процесс создания этого спектакля был увлекательным, хоть и тяжелым. Мы занимались полтора месяца до отпуска, чувствуя себя спецназом, занимаясь физическими нагрузками  по несколько часов в день. Каждый день была жесткая разминка, после которой с меня стекало по три литра пота. Занимались без выходных, было очень трудно, но то, к чему это привело, того стоило.

Во-первых, мы стали лучше чувствовать свое тело. Я понял, что оно – это язык, ведь каждым своим жестом, каждым действием можно передать свое отношение. Режиссер спектакля Сергей Землянский говорил нам: «Словом, ты можешь соврать, но тело тебя выдаст».

Во-вторых, это очень классный этап творческой деятельности. Я благодарен судьбе и счастлив, что удалось поработать с таким, не побоюсь этого слово, великим режиссером и отличной командой.

Что можете рассказать про работу с Сергеем Землянским?

Он настоящий профессионал своего дела, таких режиссеров в театре хочется видеть побольше. Работает четко, без лишних разговоров, все только по дело. Многое дает нам в нашу личную копилку.

Какие изменения произошли с Вами еще после премьеры?

Мы работали,  начиная с конца мая, весь июнь и до середины июля. Во время отпуска я старался делать планку и те упражнения, которые нам дали, потом был перерыв и снова работа.

«Холстомер» это такой спектакль, в котором нельзя себя запустить. Например, мне раньше было трудно просыпаться рано утром и делать зарядку, но после этой работы,  я стал приучать себя и работать над собой. Скачал программы для занятия спортом на телефон и занимаюсь по ним дома.

Как проходил отбор на роли в спектакле?

Были беседы, с каждым актёром Сергей разговаривал индивидуально. Ведь он не только хороший режиссер, но и хороший психолог, исходя из разговора он понимал — готов актер или нет. Не все актеры смогли участвовать в этом непростом деле. Нужно было создать команду, ведь если её нет, то нет и спектакля. Режиссеру это удалось. 

Можно ли сказать, что это лучшее, где Вы играли?

Да, по крайней мере, это один из лучших спектаклей, где я играл. Кроме Сергея над ним работала отличная команда. Это профессиональные люди, у которых есть чему поучиться. Например, наш композитор сочинил музыку специально для спектакля. От и до. Создавая ее здесь и сейчас, наблюдая за тем, как мы репетируем.

Как так получилось, что Вы поступили в театральное училище?

Я с детства мечтал стать капитаном дальнего плавания, мечтал о море, про актерскую карьеру даже не думал. Дело было так, я приехал в Иркутск, в гости к брату,  проходил мимо, увидел театральное, откуда вышел окрыленным. Увидел своих людей, открытых, добрых. Училище полностью изменило меня, до этого я был другим человеком.
Я довольно поздно начал читать, даже думал уходить из училища из-за долгов по литературе, но спасибо педагогам, которые сказали, что все проблемы возможно решить.

Вы учились в ИТУ на курсе у Геннадия Шапошникова, известного своим жестким подходом к делу. Как он воспитывал студентов?

Очень жестко воспитывали, но это было правильно. В училище мы пришли со своими амбициями. Сначала считал его тираном, у меня был протест, думал, что он подавляет личность, но я оказался не прав. Он неоднократно помогал мне с моими личными проблемами. Его все боялись, и я не был исключением, но когда мы работали вместе в театре — мы стали ближе с ним. Этот человек дал мне много, и я ему очень благодарен.

Как Вы относитесь к актерам без образования?

Есть самородки, которым дано. Безусловно, база необходима, но есть актеры от Бога. Хотя я не думаю, что тот же Владимир Яковлев, Народный артист России, который не получал специальное образование, не знает школу. Думаю, он также читал Станиславского и Михаила Чехова. Он потрясающий актер, и такие люди, наверняка, есть в каждом городе.

Вы говорили, что прочитав книгу Бориса Захавы перед спектаклем «Очень простая история», сыграли его по-другому. Как эта книга на вас повлияла?

Там понятно описано отношение к профессии, про ремесло. Есть талант от Бога, а есть система, упражнения. И если ты будешь их выполнять, много работая над собой, то ты, так или иначе, достигнешь успеха.

Как именно Вы работайте над ролями?

Я человек самокритичный. Нет предела совершенству, могу сказать, что ленивый, но с этим борюсь, хотелось бы больше работать. Не правильно было бы говорить, что я гениален, потому что если бы я так сказал, то я бы похоронил себя в профессии.

Сейчас я готовлюсь играть в спектакле «День Свадьбы» по пьесе Виктора Розова, у меня  там роль Василия Заболотного. Посмотрел фильм «Иди и смотри», чтобы лучше понимать героев того времени. Читаю книгу «У войны не женское лицо», которая очень помогает в работе над подобной ролью. Кстати, эту книгу я бы посоветовал прочитать всем представителям молодого поколения. Нынешней молодежи необходимо читать такую литературу, чтобы знать о том, какую цену люди тогда заплатили, чтобы мы с тобой сидели в этих удобных креслах. Она говорит о тех страшных событиях, которые были на войне, на меня  лично, эта книга произвела невероятное впечатление.

Стараюсь интересоваться подробно всем, с чем связана роль. Как  говорил нам наш мастер: «Прочитав пьесу, читайте всю полку, на которой она стояла», ведь нужно знать и про время, в которое она написана, и про людей, которые тогда жили.

Вы занимались преподавательской деятельностью в ИТУ. Что Вы можете сказать об этом? Хотели бы набрать курс?

Думаю, что хотел бы, но не думаю, что сейчас я к этому готов. В первую очередь, я бы  старался привить молодым актерам любовь к дисциплине, чтобы они соблюдали театральную этику.  Я уделил бы этому очень много времени. Можно вспомнить, как это делает Александр Булдаков, студенты которого сами проводят тренинг, когда ждут педагогов. Его студенты очень грамотно к этому подходят.

В этом году десять лет как Вы служите театру. Какие планы дальше? Есть ли роль, которую хотите сыграть?

Нет такой роли, которую хотел бы сыграть, что дают, то и играю. Не бывает плохих ролей, можно и эпизод без слов сыграть филигранно. Что касаемо желаний, то я снимался однажды в кино, опыт был интересный, мне бы хотелось этим заниматься. Насчёт планов на будущее, то даст Бог, поеду учиться на режиссера, есть желание развиваться в данной области.