Пером и ножом

Твой Плюс о международном празднике поэзии, впервые прошедшем в нашем городе.

В 1999 году на 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО учредил 21 марта Всемирным днём поэзии. В честь этого праздника в 2016 году Стефания Данилова – петербургская поэтесса и общественный деятель – создала поэтический фестиваль, который в этом году собрал вместе творческих людей из 60 городов десяти стран мира. Коллегия жюри прочитала больше 3500 тысяч произведений из разных уголков света и определила лучших.

Фото Владимира Мошкова
21 марта — международный день поэзии.

Иркутск присоединился к ежегодному празднованию международного дня поэзии. В здании администрации прошел гала-концерт, на котором собрались лучшие поэты нашего города. Гости фестиваля и любимцы муз читали свои стихотворения на интерактивной площадке «Открытый микрофон».

Все желающие могли обменяться книгами через Буккросинг. Проводился конкурс «Быстрое стихотворение»: участники вытягивали листочки с темами и в течение пяти минут сочиняли стихи. Поэтическая дуэль «Поэт-батл» прошла по похожим правилам: двое добровольцев в течение того же времени сочиняли стих на одну тему «Пером и ножом». Победителей определяли гости через открытое голосование.

Не обошлось и без бардовских песен под гитару. Один из участников конкурсной программы фестиваля Никита Панов исполнил романтическую песню собственного сочинения.

Фото Сони Паниной

Десятерых поэтов нашего города наградили сертификатами и призами. В число лучших стихотворцев вошли: Эмилия Сфорца, Никита Панов, Шарлотта Анкерт, Юрий Якобсон, Светлана Орлова, Андрей Турукин, Елена Перетокина, Константин Корнеев, Александр Филатов, Виктор Перевалов.

Александра Подковенко куратор фестиваля в Иркутске
Я очень рада, что мне довелось организовывать подобный фестиваль. Для нашего города это событие новое. Сегодня в Иркутске развивается очень много творческих направлений в различных форматах, но поэтическая «тусовка» в каком-то смысле «остается в подполье». С помощью этого мероприятия наша команда организаторов показала городу и администрации в том числе, что поэзия у нас есть. Она популярна среди молодёжи, новое поколение пишет стихи и делает это красиво. Я получила преимущественно положительные эмоции. Конечно, были свои трудности, связанные ещё и с недостаточной просвещенностью иркутян о поэтической жизни нашего города. Если в следующем году мы будем проводить «Всемирный день поэзии», я надеюсь, он будет ещё круче!

Четверо лучших поэта Иркутска рассказали Твоему Плюсу о себе, своих музах, впечатлениях от фестиваля, дали советы начинающим и поделились своим творчеством.

Эмилия Сфорца: «Быть собой и не подстраиваться под общепринятые стандарты. Знаю, принимать себя со всеми заморочками невероятно сложно, но это именно то, что придаёт творчеству оригинальность!»

Эмилия Сфорца участник
Я работаю в научной сфере и активно занимаюсь творчеством. Помимо поэзии, я рисую, делаю открытки и немного играю на гитаре.

Начала писать в 15 лет, и, думаю, привёл меня в поэзию банальный избыток эмоций, который необходимо было как-то творчески выразить. Хотелось создавать сказочные фэнтезийные сюжеты, выплеснуть свои чувства. Больше всего меня вдохновляют мрачные и тяжёлые переживания, скорбь, тоска, паника; такие темы не принято открыто обсуждать в обществе, а мне так хочется поговорить об этом через стихи!

Каждый пишущий стихи человек так или иначе самостоятельно находит свой стиль. Пожалуй, могу только порекомендовать почаще экспериментировать с разными стихотворными формами, это здорово развивает навык. 

Фестиваль прошёл в тёплой дружественной атмосфере, мне это понравилось! Радует, когда такие мероприятия проходят в спокойной обстановке, без гонки и пафоса. 

Эмилия победила в конкурсе иркутского фестиваля, её призом стали 5000 рублей на издание собственного сборника стихов. 

Уходила Прочь — В Тёмный Лес, На Свою Беду

Сны легли под утро испариной на лицо,

Пробудив застарелую боль от моих рубцов,

Эта боль тиха, незаметна, как мышь в норе,

Мне нельзя кричать; умереть — даже меньший грех.

 

Уходила прочь — в тёмный лес, на свою беду.

Говорила — ночь я в забвении проведу.

На краю миров, то бесплотна, то во плоти,

Я молила духов помочь мне её найти.

 

В одиночестве жгла костры я на пустыре,

Мне слова её — да с души своей не стереть!

Не забыть моментов, с лица не содрать тоску,

Потому эту тьму я так бережно стерегу.

 

Обрастала шипами; по венам плескался яд.

Не забыть её — мои шрамы ещё горят.

По тропе ступала, по зарослям сорных трав,

И цеплялись колючие ветви за мой рукав.

 

Этот лес тоже помнит, как путал её следы,

Я гналась за нею, глотая горячий дым,

На земле лежала, глядела на небеса,

И не знала, как сложно потом будет воскресать!

 

По болотам топким — да через границы сна,

Отчуждённая, я бессильно брела одна.

Не догнать её — так хотя бы дойти самой,

Лишь бы только не стать единою с этой тьмой.

 

Изучила дороги, запомнила каждый куст,

Да проверила, какова моя боль на вкус.

Вновь молила духов помочь мне её найти,

Никому не позволю стоять на своём пути!

 

Мне пора — туда, в тёмный лес, на свою беду.

Но теперь бесстрашно я в дебри его иду.

Фото Владимира Мошкова

Юрий Якобсон: «Прагматичный романтик. Считаю, что как можно чаще надо выходить из зоны комфорта, иначе можно утонуть в ней».

Юрий Якобсон участник
Я по профессии врач, но много лет работал в фармацевтическом бизнесе. Сейчас соучредитель небольшой компании, разрабатываем и производим биологически активные добавки для здоровья из природных компонентов.

Пытался рифмовать с детства. В поэзию, наверное, привели книги. Я из семьи научных работников, читаю с трех лет. Писал правда мало, много лет всякую ерунду типа шуток, поздравлений и сценариев для корпоративов. Лирику – редко, но в последние несколько лет вдруг серьезно вошел в тему и начал больше сочинять. Вдохновляет только настроение написать стишок, независимо от иных факторов.

Начинающим поэтам советую никогда не стесняться и никого не слушать, потому что каждый авторский текст уникален. Когда хочется обидеться на критику, погуглите и прочитайте стих Кедрина «Кофейня». Ходите на слэмы. Это развивает навыки публичных выступлений.

Про «Всемирный день поэзии» узнал в прошлом году, познакомившись лично со Стэфанией на фестивале КУБ, кстати именно я свёл её с основателем у нас в городе «Перо Underground’а». Саша молодец, организация классная, но надо больше рекламы.

Жираф

Иркутская осень цветная и яркая, и пахнет раздавленным яблоком.

А с вечера и до утра в город приходит пятнистый жираф, бредёт по мёрзлой земле, касается тополей, разлапистых клёнов, а когда уходит обратно, остаются жирафьи пятна, жёлтые на зелёном.

Он высок и недосягаем, степенно задевает рогами провода и антенны, и лампы по всей квартире мигают несносно, напоминая, что есть на свете жирафы и осень.

Он движется медленно, словно нехотя, а под ноги посмотреть абсолютно некогда, да и не такая простая задача – что увидишь с высоты корабельной мачты? Жирафу гораздо ближе облачные кораблики — и давятся, давятся спелые дикие яблоки, обволакивая бульвары запахами компота, а жирафу надо дальше идти работать.

Он сбежал из унылой саванны, от родных бегемотов и Африк, чтоб напомнить морозам, березам, туманам, что ещё существуют жирафы…

Фото Владимира Мошкова

Шарлотта Анкерт: «Мы не можем наказать кого-то, не наказав себя. Всегда помни, какие мы хрупкие. Каждый сражается на своей внутренней войне. Будьте бережны с другими. Мы слишком временные».

Шарлотта Анкерт участник
Кроме поэзии занимаюсь живописью, рисунком, полиграфическим дизайном, зоозащитным и психо-активизмом, музыкой (вокал, фано, гитара), SMM, психологией/психиатрией.

Стихи пишу периодически, с первого класса, наверное. Серьезно начала писать примерно с 2015 года, когда была в абьюзивных отношениях и проходила программу реабилитации по созависимости. Для меня это хирургия себя: разрезать, выпотрошить, исправить, сложить обратно, зашить. После такого люди не только стихи писать начинают.

Вдохновляет ярость, боль, страх и весь безграничный мир человеческой психики.

Новичкам советовать ничего не буду, только поделюсь своим опытом. Осознание смерти развязывает руки. Биполярное расстройство, ПТСР и пару микроинсультов поставили меня «на место». Точнее, мне стало ясно, что меня ничего в принципе не ограничивает, если я умру в любой момент. Корабли строились не для того, чтобы стоять в тихой гавани.

Летов как-то сказал: «Выходя на сцену, мы играем каждый свой концерт, как последний». У меня такое отношение ко всему, что я делаю. Абсолютно уверенна в том, что читаю или пою. На сцене чувствую себя уверенней, чем в жизни, и вот это плохо, потому что сцена — романтизация жизни и побег от себя.

Забавно прийти в администрацию города не для согласования митинга, а почитать стихи. Жаль, что народа было мало. Благодарна организаторам по всей России за такое мероприятие. Полагаю, в следующем году грянет громче. Поэзия вернулась в ряд популярных искусств. Я рада, потому что это новый формат для меня, новый способ действия. Это интересно.

Яблони и ножи

Я видел с моста

Как рос город

С постсоветского

Грязного инвалида.

Потянулся к небу жадными

Пальцами новостроек,

Ужас плиточным тротуаром

Прикрыв для вида.

От меня ожидал

Рассвета, я не расцвел.

Город, я не оправдал

Ожиданий, подвел.

 

Ты мне скажи,

Как во мне одном

Умещаются

Яблони и ножи?

 

Май белым трауром

Сыпал на тротуар,

Мне под стопы

Свои лепестки.

Они долетали даже

В Тартар, что у меня внутри.

Извилистым древом

В синей тени новостроек

Я считаю лет этажи.

 

Хэй, да ответьте уж

Кто-нибудь,

Как в этом мире

Умещаются яблони и ножи?

 

И, взирая с моста,

Как грибком ядерным

Город взмывает в небо

Каждым башенным краном безбашенно,

Саженцем, надписью «тут окрашено»…, осознаю:

Город, определенно, дышит глубже меня —

Мне так дышать страшно!

 

Как и за что отсыпаются

Песчинки лет жизни?

Откуда столько надежд,

Пока маленький?

И нахрена разочарований клинки

Поперек меня встали,

Кроша надежд муляжи?

Неужели

принцип

этого

мира

прост:

Яблони и ножи?

Фото Сони Паниной

Илья Подковенко: «Через тернии к звездам».

Илья Подковенко участник
Помимо поэзии я, в первую очередь, историк (именно по состоянию души, ума и что там еще есть у гуманитариев). Также сейчас занимаюсь довольно интересным и перспективным проектом — Байкальский этно-религиозный дискуссионный клуб «Время говорить!». Также у меня широкая общественная и студенческая жизнь: организации творческих вечеров, участие в различных конкурсах, подготовка научных конференций. Это из того, что на данный момент — послужной список будет пошире. Ну и работа, куда без неё.

Могу вынашивать стихотворение несколько месяцев, могу сильно вдохновиться на месте. В любом случае пишу за вечер или ночь, потом возможна редактура. Обычно все, что хочу сказать и как, вкладываю на этапе написания. Потом несколько дней вообще не трогаю получившееся (как правило, не особо помню, что там было написано). Как созрею — читаю и оцениваю.

Пишу очень давно, находил блокноты со стихами еще с начальной школы. Конкретный год назвать не получится. Серьезно взялся за стихи в 2016 году, именно с точки зрения теории и того, как они должны писаться. Поводом послужил отказ от публикаций в журнале из-за формата. 

Почему начал писать — ответ вряд ли найдется. Возможно, это форма мышления. Лет пять назад я каждый вечер на автомате начинал в стихотворную форму облачать все свои мысли, даже когда разговаривал с людьми, что было забавно.

Если брать «мир поэзии» как постоянную деятельность, то началась она с первого курса. На историческом факультете я вступил в литературный клуб, который на данный момент называется «Рукописи не горят», и в нем же состоял магистрант Юра Литвяк. Он был организатором небольших, но душевных концертов «Творчество без границ». Через этот концерт я познакомился с другими талантливыми ребятами нашего города.

Зимой на первом курсе два моих больших друга Дмитрий Хунд Хакимов и Козлов Артем организовали поэтическую площадку «Перо Underground’а». Когда в одном месте собирается много классных и творческих людей, всегда получается что-то невероятное. На сегодняшний день, после двух насыщенных творчеством лет, я сам занялся организацией вечеров и концертов, последний был в начале марта, если не считать Всемирный День Поэзии. Также наша команда выиграла грант от администрации города на издание сборника стихов иркутских молодых поэтов. Конкретно этот проект курирую я.

Меня вдохновляет мир вокруг. Порыв чувств, погода, сказанная кем-то фраза, рок-концерт, прочитанная книга. Перечислять можно долго. Что-то внутри вбирает в себя чувства, мысли, эмоции и формирует из них творческий ответ миру.

Начинающим поэтам я посоветую несколько вещей. Первое — учить мат.часть. Можно точно не знать какой из размеров как называется, но виды рифм, знаменитых авторов и какие-то приемы знать нужно. Был свидетелем многих дискуссий о том, что «я пишу как вижу, это творчество, здесь нет законов!» Абсолютно глупая позиция. Стихи таких «авторов» обычно нечитабельны, либо никакой смысловой нагрузки помимо «я любил(-а), а она/он ушла/ушел» не было. Я считаю, экспериментировать есть смысл, только если ты умеешь писать, выдерживая ритм и стиль.

Второе — набивать руку и выступать. Обязательно выступать — это маркер твоих стихов, к тому же нужно уметь их читать. Со временем и качество возрастет, особенно если работать в этом направлении, спрашивать мнение знающих людей.

Третье — после прочтения своего творения спросить себя: «Я бы стал это перечитывать? Есть что-то, что цепляет? Фраза? Образ?». Стихи должны цеплять, в них должны нуждаться. Тогда это — хорошие стихи.

Фестиваль в рамках России — видно, что заточен больше под европейскую часть. Многим иркутским поэтам показалось, что их просто не успели проверить жюри. Так это или не так — не знаю. В любом случае, жюри, организаторам конкурса огромное спасибо и еще большое уважение.

Иркутск не сильно приобщен к местной поэзии, на мой взгляд, хотя хороших авторов много. Зал был не полон, а это показатель, при той рекламе, которую мы провели благодаря нашим информационным партнерам. Сам концерт прошел довольно лампово, удалось найти новых талантливых людей. Я сам из молодежных поэтов города, и контакты со старшими собратьями по перу не такие хорошие, как хотелось бы. Гала-концерт позволили познакомиться с новыми людьми, посмотреть на творчество наших горожан в рамках фестиваля ВДП. Очень многие приятно удивили

.

Погонщик, не спеши!

Погонщик! Натяни поводья! Стой!

Мне сердце русская тоска коробит…

Дай насладиться этой тишиной —

Она молитву к небесам возводит!

Постой и дай испить до дна мне чашу. 

И разреши послушать вьюги голос!

Я б приласкал Тайги суровой стражу

И вплёл в венок бы хлебный колос!

Ты знаешь… Я люблю за честность осень!

Горячий летний дождь! Весенние рассветы!

Покой дарили сны мне между сосен,

А лучшие стихи луной напеты!

Прости, Погонщик, лёд пленяет реки!

Наш край так наряжается сезоном.

Мне любопытства не смирить во веки!

Скажи – за что тебя зовут Хароном?

Фото Владимира Мошкова