Кто они — X, Y, Z?

Как часто ты слышишь от старших «Ну что за поколение пошло!»? Различия между поколениями действительно есть, и опираются они на одну любопытную теорию.

В последнее время в интернете набирает популярность не только сравнение себя через призму времени, но и сопоставление целых эпох. В конце 90-х годов Уильям Штраус и Нил Хау разработали «теорию поколений», согласно которой общество делится на:

  • Поколение Х  (1963—1984);
  • Поколение Y  (1984—2000);
  • Поколение Z  (c 2000).

В скобках указаны даты рождения. Границы рассчитываются с погрешностью в 3 года. Для людей, находящихся на стыке поколений, могут быть характерны особенности и тех, и других. 

Согласно этой теории, у целого поколения можно выявить схожие склонности, интересы, черты характера. Достаточно лишь узнать дату рождения человека.  

Поколение X

На формирование этого поколения повлияли такие события, как перестройка, война в Афганистане, дефицит. Ему характерен четкий индивидуализм. Они рассчитывают только на себя, имеют альтернативное мышление и прекрасную осведомленность о том, что происходит в мире. Они готовы выбирать и меняться. В большинстве, люди этого поколения — одиночки, которые нацелены на упорный труд и достижение индивидуального успеха. Они двигаются по карьере на протяжении долгих лет, придерживаясь выбранного направления. Эти люди технически грамотны, им свойственны неформальные взгляды, поиск эмоций, прагматизм, стремление учиться в течение всей жизни.

Яна Лисицина кандидат исторических наук, доцент кафедры журналистики и медиа менеджмента ИГУ, член Союза художников России и Союза журналистов России
Что можно сказать о поколении X? Несомненно, это люди, которые жили в сложное время. Многие в то время меняли род деятельности, более того — имели несколько профессий. Поэтому среди «иксов» чаще встречаются полиматы. Но произошли социальные перемены в стране, пришли цифровые технологии, и на этом фоне выросло другое поколение.

Более старшие люди склонны к аналитике, в то время как молодежь хорошо собирает информацию. Мы же учим их думать, размышлять, сопоставлять, делать свои собственные выводы, так как с этим пока что у многих студентов проблемы, потому что они хватают информацию “по верхушкам”, а вглубь не идут.

Однако я не стала бы так сильно разделять поколения. Да, все меняется: технологии, образ жизни, но ведь студенческие ценности неизменны. И это хорошо. Дружба у вас есть? И у нас есть. Помощь товарищеская есть? И у нас была. А отвратительные моменты — предательство, вранье есть? Так и у нас было. И мы так же, как и вы, негативно к этому относились.Так чем же мы отличаемся? Все мы люди. Другое дело, что время идет, ставятся новые задачи, новые цели.

Современный студент своеобразен. С одной стороны, он уже неотделим от гаджетов, и это стало проблемой на занятиях. Люди настолько привыкли постоянно находиться в информационном потоке, что это стало просто необходимым. Во времена моего студенчества гаджетов не было, рисовали в тетрадях или на партах. А вот потом появились тамагочи, плееры. Так что в какой-то мере гаджеты — это тоже уже норма.

А теперь взглянем на студента с другой стороны. На днях я провела опрос среди второкурсников. Спрашивала, какие книги они больше предпочитают: электронные или бумажные. Ни за что не угадаете, какой результат я получила. Только двое проголосовали за электронные, остальные выбрали бумажные. Почему? Пока не знаю, надо исследовать.

Поколение Y

Люди этого поколения выросли на фоне глобальных потрясений: терактов, развала СССР, военных конфликтов, но вместе с тем активно развивающихся информационных технологий.

«Игреки» могут легко общаться с незнакомыми людьми в сети, они создают себе идеальный мир. Однако в реальной жизни эти люди испытывают проблемы в общении. Поэтому поколение отличается большой наивностью и незнанием реалий нашего мира.

Поколение «игреков» часто баловали родители, выросшие в годы тотального дефицита. По этой причине самостоятельность не является отличительной особенностью Y. Во всем это поколение стремится получить положительные эмоции: шопинг, развлекательные центры, кино, квесты.

«Игрекам» не нравится начинать профессиональный рост с низших ступеней, они хотят сразу получать высокие должности и награды. В то же время они стремятся достигать профессионализма в нескольких областях сразу, получать разностороннюю информацию, что является плюсом в современном мире.

«Игрекам» характерен гражданский долг, высокая мораль, ответственность, скептицизм и неумение подчиняться.

Алексей Вокин кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии позвоночных и экологии, проректор по учебной работе ИГУ
Классифицировать поколения, безусловно, можно. Все-таки разница между нами есть.  Можно бесконечно перечислять, что изменилось за эти годы.

Если рассматривать поведение студентов в социуме, Z отличаются от нас — Y. Мы были более сплоченными, постоянно общались вживую, в то время как “зэд” в большинстве своем индивидуалисты. Нельзя однозначно сказать плохо это или нет. С одной стороны, для личных целей, построения карьеры это, возможно, будет плюсом, но с другой – у них мало навыков коммуникации, следовательно – сложнее работать в команде.

У Z преобладает виртуальное общение, мало коллективизма. Сейчас, когда все стало доступным, появилась дифференциация и по уровню достатка. В годы нашего студенчества такого перекоса не было – все были равны, не было больших различий в одежде, наличии или отсутствии крутых гаджетов и т.д.. Есть и огромный минус в быстром и доступном получении информации – это прогрессирующая леность студентов. Все меньше ребят, которые анализируют первоисточник – большинство берут первую попавшуюся информацию, но при этом – не всегда достоверную. В то время как основным источником у “игреков” были печатные издания, имевшиеся в библиотеке и проходившие контроль издательства, рецензентов, УМО, Министерств, поэтому у нас не было данной проблемы.

У нас разные взгляды на построение карьеры. Я не совсем согласен с предложенной характеристикой о том, что “игреки” мечтатели – наоборот, наше поколение прекрасно понимало, что сразу всем “начальниками” не стать. Необходим долгий и кропотливый путь, прежде, чем ты достигнешь каких-либо высот. Z же в большинстве своем убеждены, что после окончания престижного вуза их сразу возьмут на высокооплачиваемую должность.

Не могу не затронуть и еще один бич молодежи – гаджеты. Самое плохое в них – это использование не по назначению. Время, которое можно было использовать для личностного роста, у многих Y-ов (конечно же не у всех) тратится, иногда в огромном объеме, на лайки и репосты в социальных сетях.

Все большую популярность получает дистанционное образование. Оно может существовать как элемент, но не полностью заменять собой живое общение преподавателя со студентом в аудитории. Полностью дистанцироваться не получится, будет неполное восприятие информации. Вживую можно оперативно задать вопросы, которые появляются у обучающегося по мере освоения материала, проконсультироваться с преподавателем. Кроме того, необходимо понимать, что образование – динамичный процесс. Надо постоянно обновлять информацию, иначе она устаревает. Хотя для заочников дистанционное образование, безусловно, полезно, так как у них меньше аудиторных часов на изучение дисциплин.

У поколения Z восприятие материала, преподносимого преподавателями, стало более визуализированным (исключительно вербально информация усваивается гораздо сложнее). В связи с чем даже преподаватели из поколения X активно используют презентации, включают в свою методику преподавания использование информационно-коммуникационных технологий. Безусловно, это плюс как для студентов, так и для самих преподавателей.

Поколение Z не лучше и не хуже – оно просто другое. И мы будем стремиться уследить за его развитием, ведь уже через несколько лет появится еще одно поколение – новое, неизвестное – поколение «Next».

Поколение Z

На него влияли продукты массового потребления, активное развитие технологий и интернета. Зачастую термин рассматривается как синоним «цифровому человеку». Поколение Z интересуется наукой и технологиями (предполагается, что многие представители этого поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой), а также искусством. Они самостоятельны, не питают никаких иллюзий по поводу мира и объективно его оценивают. Поколение Z ведет здоровый образ жизни, они мотивированы и экономны, но вместе с тем им свойственна и безответственность, массовое соответствие моде и ветреность.

Итак, на данный момент в ИГУ обучаются преимущественно «игреки», но постепенно их уже начинают сменять «зэды». Более того Y уже начинают захватывать рынок труда и постепенно вытеснять X.

Стоит отметить, что описанный выше взгляд не единственный на эту теорию.

Александр Бобков кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии и социологии ИГУ, преподаватель философии Иркутского геолого-разведочного техникума, преподаватель Восточно-Сибирского института МВД России
Я не согласен с классификацией, предложенной Штраусом и Хау. Во-первых, всегда нужно смотреть в комплексе. Нельзя судить целое поколение по какой-либо одной тенденции. Но как мне, кажется, деление на поколения вообще следует осуществлять не по времени рождения, а по их культурному наследию.

У «исков» не было вундеркинизма — цели сделать из ребенка универсального человека, прекрасно разбирающегося во всех областях. Однако он появится в 2000. Именно эта тенденция и породила Y. Можно сказать, что “игреки” родились, когда умерла советская школа.

Чуть позже появляется поколение Z. Кто это такие? “Зэды” — это высокобальники. Их цель — получить как можно более высокий результат на ЕГЭ. В итоге получается так, что им уже ничего не нужно доказывать — они все показали своими баллами. Им больше нечего достигать. Их загнали, не дали выбора. Им характерна “выученная беспомощность” — “зэд” ждет, что ему дадут готовые знания, он не хочет искать их сам. Достаточно нажать несколько кнопок и тысячи уже готовых рефератов по теме доступны для пользования.

Разница между “иксами” и “зэдами” огромна. Х более коллективны, в то время как Z, к сожалению, более одиноки. Возможно, это происходит по причине превалирования рассудка над эмоциями. Каждый из «зэдов” стремится к индивидуальности, выделиться из толпы, и в результате, исчезает коллективность.

Умственный запас поколения Х колоссален, потому что большинство представителей этого времени брали вершины наук самообразованием. Целью советской школы было в первую очередь стремление научить ребенка думать и рассуждать. Поэтому даже из закоренелого троечника получался толк.  

У Z же мы получаем следующее: есть специалист с высшим образованием, но при этом он абсолютно не умеет думать. Почему? Потому что в школе делают упор на “многознание”, а не на умение рассуждать. Но еще Геркалит говорил, что “многознание уму не научает”. Поэтому необходимо менять методику образования, причем существенно.

Я уверен, что надо возрождать X. У поколения Z в том виде, в котором оно существует сейчас — нет будущего. Им необходимо чаще апеллировать к нашему культурному наследию — только тогда они смогут развиваться. Я понимаю, что этим студентам я, как преподаватель, нужен больше всего.

Современное поколение абсолютно самостоятельно. Они свободны в своем выборе — только им решать, к какому поколению они принадлежат X или Z. Чего они хотят больше — научиться думать или же оставаться в клиповом сознании.