Перешагнуть порог — чего проще?

11 апреля в ИФИЯМ в рамках «Студенческой весны — 2019» состоялась премьера поэтического спектакля «Перешагнуть порог» молодежного театра ИГУ  «Эксперимент» по мотивам пьесы Вампилова «Дом окнами в поле».

Простая и добрая история любви заиграла новыми красками в исполнении юных актеров и заставила зрителей задуматься о том, насколько ценен каждый прожитый миг.

Первая пьеса Александра Вампилова представила зрителям незамысловатый сюжет: учитель географии — Владимир Александрович Третьяков — собирается вернуться в город. Для него становится неожиданным, что в селе к нему привязались, и теперь ему самому тяжело уезжать. Напоследок он решает зайти к своей знакомой — Лидии Васильевне Астафьевой. Однако обычная сцена прощания набирает совершенно неожиданные обороты — под окнами женщины собирается поляна, и Астафьева принимает решение не выпускать Третьякова. Она объясняет это тем, что мужчина, выходящий поздно вечером из ее дома, навредит ее репутации. Именно в этот момент герои, находясь под эмоциями, раскрываются друг перед другом. Астафьева признается, что не боится чужих разговоров, а Третьякова задержала потому, что «…пошутила, на прощание. Взяла и пошутила». Однако уже и сам учитель не может уехать — он внезапно понимает, что все, что ему нужно — здесь, в деревне. «Перешагнуть порог — это сложная задача. Глупости человек делает перед порогом» — говорит Третьяков в раздумьях.

Актеры необычно подошли к постановке — кроме основных действующих лиц на сцене находилось еще насколько человек. В моменты особого напряжения они читали стихи и создавалось впечатление, что ребята подталкивают героев друг к другу. Театралы с помощью поэзии говорили все то, что персонажи не решались сказать друг другу в жизни.  

Алексей Островерхов исполнитель роли Владимира Александровича Третьякова

Я доволен отыгранным спектаклем. Мне удалось полностью пройтись по сюжету пьесы, ничего не забыв и не перепрыгнув какой-либо эпизод. Правда, не обошлось и без импровизации, так что в первые минуты после состоявшейся премьеры я задавался укоряющим вопросом: «Что же это за вставки и импровизационные словечки сыпались от меня во время спектакля?». Но спустя время приходит понимание, что это и есть та жизненная энергия, которая делает каждое выступление уникальным. Вновь повторить такое очень сложно.

Какой бы опыт не стоял за плечами и сколько бы лет не занимался театром, на сцене всегда присутствует волнение, а вот уже после выступления — невесомое чувство покоя, единения и удивительный заряд энергии, который и манит из года в год заниматься театром.

«Дом окнами в поле» — оказался необычным опытом для меня. Репетиции этой пьесы проходили в конструктивном режиме, а как только дело доходило до выступлений, то всякий раз то реплику не ту сказал, то эпизоды перепутал, то импровизацию какую выдал. Поэтому выражаю огромную благодарность своему партнёру — Дарье — за то, что она, также имея за плечами многолетний театральный опыт, не моргнув глазом, продолжала начатую мной затею и уже выруливала на заданную траекторию. Думаю, что эти обстоятельства и делают выступления живыми, не позволяя нам скатиться в рутину.

 

Дария Догадина исполнительница роли Лидии Васильевны Астафьевой

Послевкусие после премьеры приятное. Мы часто делали спектакли в невероятно короткие сроки и всегда получалось очень хорошо. Это успокаивало во время подготовки, хотя волнение все же было.

Я восхищаюсь нашими новичками. Такой рост за такое короткое время… Не верится даже. Они пришли буквально недавно — в сентябре — и уже читают так, что мурашки бегут по коже… Поэзия сложна, и для того, чтобы создать нужный эффект необходима долгая и кропотливая работа. Каждая интонация и пауза должна быть четко выверена и поставлена именно там, где необходима. Ребята смогли услышать режиссера, вникнуть в стихи, пропустить их через себя и прочесть очень выразительно и достойно.

Конечно, для того чтобы сделать атмосферный и сильный спектакль необходимо знать, про что ты играешь и зачем вообще вышел на сцену. Что ты хочешь сказать? Что пытаешься донести до зрителя? Нужно ответить для себя на эти вопросы и тратиться. Нельзя быть спокойным и равнодушным, иначе и зритель будет спокоен и равнодушен.

Я люблю момент “сдачи” нового спектакля, потому что именно после него формируется коллектив. Люди, которые просто ходили вместе на репетиции становятся творческой семьей. Появляется то мимолётное братство, в котором и есть смысл театра. И за который мы так любим «Эксперимент».

 

Ольга Шмидгаль режиссер спектакля и руководитель театра “Эксперимент”

Меня привлекает Вампилов, потому что во-первых, он наш земляк, а во-вторых, выпускник нашего университета. “Дом окнами в поле” — его первая пьеса. Для нас сложность заключалась в том, что нашей задачей было сделать поэтический спектакль, спектакль-притчу, посвященный любви.

Я видела много интерпретаций этой пьесы, ее ставили по-разному. В основном это был лирическо-комедийный план, а вот поэтической постановки я еще не встречала. На мой взгляд было бы интересно попробовать соединить Вампилова и стихи отечественных поэтов, чтобы придать большую эмоциональность в определенных местах. Вампилов сам по себе очень поэтичен, но, когда мы добавили стихи получилось просто что-то удивительное. На этом материале открылись наши новички, которые пришли в этом году и нам будет уже гораздо проще готовиться к новому спектаклю.

Основная сложность заключалась в сочетании прозы и поэзии, а так как стихи имеют большее эмоциональное влияние, чем проза, надо было найти баланс, чтобы ни то ни другое не перевесило. Нельзя было отдать первенство прозе, потому что вставка стихов в таком случае не имела бы никакого смысла, но и поэзия не должна была превалировать, иначе она перетянула бы все внимание на себя.

Моей основной целью было научить новых ребят читать стихи полностью отдаваясь им, вникая в смысл, пропуская через себя. В жизни мы не выражаем эмоции так, как это делают в поэзии — поэтому мне было сложно раскачать ребят. Кроме того, надо учитывать еще и то, что мы любительский театр и, следовательно, нам тяжелее давались какие-то моменты.

Я люблю каждый свой спектакль, потому что вложено многое — долгие репетиции, усилия над собой… Это очень кропотливая работа — но зато какой результат она дает. Я не могу сказать, что какой-то спектакль у нас провалился — все получались такие, какие они получались, из тех людей, из которых они состояли и в то время. Я могу о них вспоминать как о своих детях. Каждый раз, когда ты берешься ставить какой-то спектакль ты никогда не знаешь, что из этого получится.

По результатам «Студенческой весны — 2019» гран-при в номинации «Театр больших форм» взял Иркутский государственный университет путей сообщения, «Эксперимент» стал лауреатом. Тем временем юные актёры уже начали активную подготовку к своему новому спектаклю — «Прощание в июне» — премьера которого состоится в начале лета.

Фото: Вадим Горностаев, Марина Лавыгина, Анастасия Марышева