Юрий Яшников: “Я не насмотренный человек”

Известный кинорежиссер Юрий Яшников рассказал «Твоему плюсу» о работе над новым проектом и поделился своими мыслями насчет отечественного кинематографа

Недавно, Вы проводили встречи с актерами драматического театра, как часто вы берете к себе в команду актеров театра?

Мы работаем не только с актерами драмтеатра. Новый проект мы приурочили специально к году театра. Мы планируем привлекать иркутских театральных актеров в наши работы. Вообще, моя личная история взаимоотношений с театральными артистами довольно интересная. Перед съемками своей дебютной картины, в качестве режиссера я посмотрел работы некоторых коллег из Бурятии. Честно говоря, в этих фильмах, игра актеров мне не всегда нравилась, и я спрашивал их: «А откуда этот актер? А этот?», и я очень удивился, когда узнал, что это театральные актеры – понял, что в кино с ними работать не стоит. И в фильме Похабовск. Обратная сторона Сибири» играли, в основном обычные люди. Но прошло время, и я стал часто работать с театральными актерами. В итоге, я сделал вывод, что с ними работать интереснее, ведь это люди, прошедшие большую школу, и они могут многое предложить в работе. Порой режиссер может поставить им только задачу, а они уже сами придумают интересное решение.

Фото из личного архива

В этом году Вы презентовали фильм «Иркутск Ивана Вырыпаева». Расскажите, чем Вас удивил Иван?
Я очень хорошо помню момент, когда и как это произошло. Это было 2 марта 2016 года, когда мы с оператором Ильей Закаблуковским встретили Ивана в аэропорту и повезли его в район кинотеатра «Чайка», где живет его отец. В этой поездке сложилось так, что Илья взял камеру и сел вперед, где он снимал Ивана. Меня поразил момент, что Иван не изменился после включения камеры. Он вел себя одинаково, что при включенной камере, что при выключенной. Хотя большинство людей после того как включается камера ведут себя неестественно.

Что нового узнали Вы от Ивана в профессиональном плане?

Мне нравится позиция Ивана про работу актеров. Он считает, что артист не должен вживаться в роль Отелло т.к зритель не дурак, он понимает, что перед ним не Отелло. Артист должен быть артистом, играющим Отелло, тогда к нему больше доверия. Эта теория, высказанная Иваном оказала на меня огромное влияние и после просмотров нескольких спектаклей, которые он поставил, я проникся ей.
Есть ли еще люди, про которых Вы хотели бы снять подобное кино?
Безусловно, есть такие люди, но пока что я не готов брать на себя такую ответственность.

В одном из интервью Вы рассказывали, что Ваш сын Тимур любит смотреть документальные фильмы о животных. А какие фильмы Вы бы посоветовали смотреть детям?
Честно говоря, пока я не строю на этот счет каких-либо теорий. Вообще, я считаю, что детям не нужно много смотреть и лишний раз мы стараемся Тимура не оставлять один на один с гаджетом. Да и вообще маленькому ребенку это трудно высидеть хотя бы полтора часа мультфильма или полнометражного кино. Но недавно я сходил с сыном на фильм «Дамбо» и меня удивило, как на сцене где слоненка  разлучают с мамой мой сын заплакал. Меня это очень впечатлило.

Фото из личного архива

А что бы Вы посоветовали смотреть начинающим режиссерам?
Понимаете,  в нашей профессии есть термин, «насмотренный» человек. Я не насмотренный человек. Я люблю ходить в кинотеатр, но не очень люблю что-то просто смотреть дома по вечерам. Поэтому не могу давать такие рекомендации кому-либо. Человеку нужно смотреть то, что ему интересно. Если говорить конкретно обо мне, то большое влияние на меня оказали советские комедии.

Почему российская киноиндустрия серьезно уступает западной? Можно сказать про то, что уровень современного отечественного кино стал ниже по сравнению с советскими временами?
Мы много в каких сферах отстаем от других стран, кино — не исключение. Что касается советского кино. Во-первых, кинематограф в СССР приносил государству большую прибыль. В стране было огромное количество кинотеатров, а интернета не было. Более того, из-за «железного занавеса», сравнить советское кино с иностранным зрителю было невозможно. Следовательно, оно пользовалось спросом. Во-вторых, люди часто сравнивают классиков советского кино и нынешних не самых талантливых режиссеров. При этом забывают, что и в те годы проходных фильмов было много, только их уже никто не помнит. Поверьте, через 50 лет будут помнить и Звягинцева, и Быкова, а нынешних бездарных режиссеров все забудут.
Что до успеха американской индустрии, то власти США серьезно вложились в это дело в 20-30-е годы прошлого века. Это принесло свои плоды. Теперь там создан конвейер, который невозможно победить. Поэтому наше государство помогает кинематографистам хоть как-то сделать рынок конкурентоспособным.

Смотрите ли Вы Бэдкомедиана? Какое у Вас к нему отношение?
Не могу сказать, что я его зритель. Мне не интересен тот жанр, в котором он работает. Правда, Женя талантливый человек и замечательный стендапер, который на хорошем русском языке работает на свою аудиторию, которая изначально настроена на жесткость в отношении фильмов.

Фото из личного архива

Можно ли считать объективными современных российских кинокритиков?
Скажу честно, за мнениями кинокритиков я не слежу.

По своему первому образованию Вы психолог – пригодилось ли Вам это образование?
Пригодилось, но не целиком. Нельзя сказать, что я был прилежным студентом, да и в школе я учился не лучшем образом. Более того, скорее пригодились какие-либо общие знания, чем отдельные теории.

В чем секрет успешной киноработы?
Трудно сказать. Ведь кино – это тонкая материя. Вроде все знают принцип, но повторить могут не все. Но ответ на этот вопрос я для себя нашел, как раз в поездке в Кутулик во время показа фильма «Иркутск Ивана Вырыпаева». Это было в библиотеке, которая находится  рядом с домом-музеем Александра Вампилова. После просмотра фильма нам предложили посетить музей, где я услышал фразу, которая поразила меня. Вампилова, тогда студента филфака ИГУ, попросили дать оценку своим однокурсникам. Он сказал, что они учатся ради диплома, но они не любят литературу и дать ей ничего не смогут. После чего, я понял: «Чтобы достичь успеха, в первую очередь нужно любить свое дело.»

Можно ли стать кинорежиссером не имея специального образования?
Думаю, что да. Самый яркий пример – это, безусловно, Квентин Тарантино, который работал в кинопрокате и впитывал в себя кино. Такие люди есть и в Иркутске. Например, Геннадий Кузнецов, который является самым титулованным режиссером игрового кино в нашем городе.