«Просто берёшь и делаешь». UX-дизайнер о работе в ISPsystem и пути в профессию

Суровые поиски

Первое предложение о работе я получила в последний день учёбы на бакалавриате, и в день защиты устроилась в банк. Меня взяли программистом в команду продукт-менеджеров. Всё было классно, кроме одного: начальство мало соприкасалось с ИТ. Им было сложно ставить мне задачи и принимать работу. Проект был рассчитан на три месяца и успешно завершился. Я ушла.Потом пошла работать в вуз системным администратором — настраивала компьютеры и ПО. Если у студентов на паре что-то ломалось, я быстро чинила. За работу мало платили, да и скучно было: я просто сидела на попе целыми днями. Можно было что-нибудь поучить, но когда тебя всё время дёргают, сложно сосредоточиться.

Через некоторое время меня снова позвали в банк, в тот же отдел, где раньше я работала программистом (управление транзакционного бизнеса), только на должность продукт-менеджера. Я поддерживала программу для документооборота и инкассацию — все процессы, договоры, тарифы, ПО для банкоматов, программы для аналитики. Рядом со мной стояли три телефона, и они постоянно звонили.Голова разрывалась от задач, я была постоянно в огне. Сложно, но мне очень нравилось! Через восемь месяцев отдел сократили.

Где бы я ни работала, меня останавливали мысли: «А это точно то? А точно нравится? А почему бы не сделать что-нибудь ещё?»

Мне предложили пойти в аналитики, но для этого надо было полгода или год пересидеть в клиентских менеджерах. Я решила попробовать, и зря! Там всё время приходилось недоговаривать, лукавить, фактически — обманывать клиентов, так что через три месяца я подумала: «да ну его!», и ушла спасать учёбу в магистратуре. Вскоре меня позвали в техподдержку интернет-провайдера. Там было нереально классно, клиенты очень разные и интересные. Но тоже мало платили, да и посменная работа оказалась не для меня. Снова уволилась и вернулась программистом в банк. В банке программировать было легко, а поддерживать сложно — просто кошмар. Бесконечные доработки, мелкие правки, ограничения в технологиях. Через полгода туда взяли ещё одного разработчика, я передала дела и сказала: «ребята, я больше не хочу…»

Алена Тумакова

Тестовое на выносливость

В последние дни в банке я каждый день просматривала вакансии. Там были либо продажи, которые я сразу отбрасывала, либо высокооплачиваемые вакансии, куда я не подходила по опыту, либо низкооплачиваемые — промоутеры, аниматоры. Мне же хотелось в ИТ, но необязательно программистом. Я искала профессию, изучала, кем вообще можно стать. Ещё в вузе нам говорили о предмете «Психологические основы построения интерфейса для пользователя». Для меня это звучало очень интересно, но автора курса не стало, и больше этот предмет не вели.

Искала-искала я профессию, а тут муж и говорит: «Помнишь, ты интересовалась психологией? Вот в моей компании ISPsystem есть вакансия UX-дизайнера. Они нужны, чтобы интерфейсы были понятными». Меня это заинтересовало, и я написала HR-менеджеру. В ответ получила тестовое. Задача стояла так: сделать прототип интернет-магазина фотообоев в Axure. К заданию прилагался список литературы: Раскин, Тафти, Купер. Первых двух авторов прочитала сразу, правда, сразу после собеседования и забыла, так что потом пришлось перечитывать.

Про Axure я тогда ничего не знала. Загуглила и поняла: это моё! Работу начала со структуры, а сложнее всего было с дизайном. Он пугал меня ещё когда делала сайты в вузе: заверстать не проблема, но продумать расположение — слоооожно. Сидишь в ступоре, руки в узел. Но вообще, опыт разработки сильно пригодился. Сайты я делала не только для вуза, но родственникам и знакомым, некоторые из них работают до сих пор. Ещё помогли видеоуроки по Axure, там я почерпнула пару идей для тестового. На всё про всё потратила часов 48. Я тогда ещё работала в банке, надо было везде успевать. Результат оцениваю как очень плохой. Более-менее нормально работала только структура, только в ней я тогда что-то смыслила. А, ещё была «супер-фича»: создай фотообои сам, сделай фильтр, наложи текстуру. Подглядела на сайте по продаже пиццы, ну и решила применить.

В успех особо не верила, но следовала принципу: не попробуешь, не узнаешь. Сделала, и результат устроил руководителя отдела UX. Меня пригласили на собеседование, а потом и на работу — UX-дизайнером.Алёне удалось заинтересовать своим тестовым, хотя и было понятно, что она новичок. К тому же она сделала прототип в Axure, как мы и просили — другие соискатели это требование игнорировали. Посмотрев Алёнину работу, руководитель отдела UX Алексей сказал: «Давай позовём, пообщаемся». И мы позвали.

Ольга Чечельницкая HR-менеджер ISPsystem
На собеседовании мне понравился энтузиазм и энергия Алёны. Я подумала, что она точно всё схватит и разберётся. Возможно, Лёшу тоже это подкупило. А вообще, юиксеров в Иркутске мало, поэтому мы готовы брать новичков, обучать их и взращивать. 

Дивный новый мир проектирования интерфейсов

Опыт веб-разработчика пригодился не только на тестовом: меня взяли на должность UX-дизайнера продукта, который предназначен как раз для тех, кто создаёт сайты и управляет ими. Это новая разработка компании — Vepp.

К моему приходу общий вид интерфейса Vepp уже был сформирован, мне доверили его развивать. В чем состоит работа? Когда в продукт добавляют новую фичу, я придумываю, как она будет выглядеть в интерфейсе: какой будет порядок действий пользователя, какие поля ему надо будет заполнить, где и на какие кнопки нажать.

Это карточка сайта в Vepp. Виджеты справа спроектировала Алена

Когда проектируешь интерфейс, важно понимать, зачем вообще нужен твой продукт. Так как я много раз создавала сайты, в целом задачи пользователей мне понятны. Но бывают и необычные. Вот сейчас надо добавить в продукт форму обратной связи. Я ничего о ней не знаю, поэтому на целый день погружаюсь в исследование: читаю статьи по теме, смотрю решения конкурентов. К вечеру набрасываю примерную структуру и обсуждаю с командой или другими юиксерами.

В проектировании интерфейсов очень помогает общение с клиентами, как у нас говорят — кастдев (от англ. customer development). Мы показываем Vepp пользователям, просим их выполнить в нём какое-нибудь простецкое действие, а сами наблюдаем. После спрашиваем о впечатлениях и пожеланиях. Уже провели примерно 10 интервью. Это немного, но всё равно даёт понимание, что стоит или не стоит внедрять. Когда я заканчиваю проектирование, команда разработчиков берёт макеты в работу. Часто у них возникают вопросы: «ой, это сложно или дорого реализовывать, как быть?», или «надо бы ещё одно поле добавить, куда?». И вот с ответом на подобные вопросы в первое время было сложно.

Я была не уверена в себе, поэтому бегала за советом к ментору Насте или руководителю Алексею. Разработчики это видели, и я боялась, что для скорости они будут решать вопросы в обход. Раз или два они сходили к Алексею сами, а потом начали обращаться ко мне, терпеливо ожидая, когда я принесу ответ. Были тёрки, но мы всегда разбирали их находили решение. Кстати, во многом благодаря ретроспективам. Все в команде готовы к конструктивному общению, поэтому мы все обсуждаем и решаем сообща. Сейчас я чувствую себя более уверенно и часто отвечаю без помощи. И теперь считаю, что у меня самая лучшая команда, а моя команда считает, что у них классный юиксер.

Ольга Чечельницкая HR-менеджер ISPsystem
Алексей говорит, что когда человек только входит в профессию, на время, пока он ёё осваивает, он должен изменить свои жизненные приоритеты. Работа на какое-то время становится самым важным в жизни. Не все люди к этому готовы. Мне кажется, что у Алёны получается, и ей это нравится.

Время учиться

Мой подход к обучению сложился в девятом классе, когда я решила сдавать ЕГЭ по физике. Я плохо в ней разбиралась, поэтому всё лето готовилась: смотрела видеоуроки, решала задачи. Хотелось мне или нет, брала и делала. С тех пор применяю этот подход во всем. Надо — беру и делаю. Очень классно работает.

Сейчас мне тоже надо много учиться, но заставлять себя уже не приходится. Потому что когда ты новичок, тебе интересно, ты горишь. Приходишь домой и читаешь не любимую художественную литературу, которая год лежит, а статью по профессии, потом вторую и третью. Я работаю по 10-11 часов, потому что часто учусь параллельно работе. Вот надо мне понять, какой текст написать, — я ищу статью по теме и читаю. Это тоже образование, просто в рамках моей «боевой» задачи. Часто я боюсь ошибиться, поставить кнопку не туда или не так. Но с любым вопросом могу прийти к Насте и Алексею.

Так куций вопрос про кнопочку или ссылочку приводит к лекции, которую я «ом-ном-ном» — с удовольствием съедаю

Со временем я привыкла и теперь могу сама поставить ссылочку. Если хочу отвлечься, захожу в рабочий мессенджер, в канал UX-дизайнеров, где мы обмениваемся ссылками. Открываю его, а там, например, статья о дизайне «Кинопоиска». Так изучаю вроде чужой опыт, но тоже связанный с интерфейсом. Отвлекаюсь и учусь заодно. По вечерам, когда получается освободиться раньше, я читаю книги. Два месяца у меня ушло на Купера, которого не осилила на тестовом. Книжка на миллион! Очень полезная. Коллеги давали «Пиши сокращай», я её ещё не вернула. Сейчас вот прохожу курс дизайнера интерфейсов Юрия Ветрова.

Советую почитать и подписаться

  1. Алан Купер Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия.
  2. Дон Норман Дизайн привычных вещей.
  3. Влад Головач Дизайн пользовательского интерфейса 2. Искусство мыть слона.
  4. Илья Бирман Пользовательский интерфейс.
  5. Сообщество на Medium Product Design.
  6. Группа на Facebook UX Club.

Ну а если хочу отдохнуть, включаю сериал «Абстракция: Искусство дизайна». Смотрю, отдыхаю, заодно изучаю что-то.

Индивидуальный план развития и работа с руководителем

Ещё я составляю план индивидуального развития. Эта привычка осталась со времен работы в банке. Планирую в любимом OneNote: что прочесть, сделать, попробовать и до какого числа. Никогда не успеваю сделать всё намеченное, но всё равно выходит много. Смотрю на закрытые задачи и понимаю, что я молодец. Несделанное переношу на следующий месяц или откладываю, если уже неактуально.

Если в работе возникает трудность или вопрос, записываю их, а потом скопом задаю руководителю. Мы встречаемся каждый месяц, много говорим о том, что нужно развивать. Не только я, но и он задает много вопросов: как работается, как в команде. Все мои начальники были хорошими, но здесь просто огонь. Я все время думаю: «Блин, как классно, что Лёша мой руководитель!». Он все расскажет и покажет, материал скинет.

Руководитель помогает дальше гореть!

Сейчас у меня проблемы с композицией. Как-то я поставила на экран три яркие кнопки. Когда это увидела наш UI-дизайнер Лиза, она спросила: «А куда смотреть?!». Оказалось, так делать нельзя.Она мне объяснила, что на странице должен быть один яркий элемент, чтобы у пользователя не разбегались глаза.

В ISPsystem оплачивают курсы для сотрудников. Сотрудник предлагает, руководитель оценивает, подходят ли. Если не подходят, предлагает те, что точно помогут вырасти. Еще мы регулярно смотрим UX-марафоны.

«Червячок» внутри спокоен

Команда Vepp

У меня никогда не было ощущения, что я несчастна. В любой работе я находила плюсы, но червячок внутри говорил: «что-то не то». Здесь такого нет, и от этого легко на душе. На первой встрече после приёма на работу Алексей спросил: «Ну как, нравится UX? Это твое?». Я ответила «Да». А он: «В первый месяц все так говорят, а потом начинают сомневаться. Поживи ещё, позже ещё раз спрошу». Но даже сейчас, спустя почти год, моё отношение к UX можно выразить одним словом: «гореть!». Я горю, мне нравится, мне интересно. Со сложными задачами помогает руководитель, поэтому я ощущаю, что все смогу. Стоп-факторов нет.

Меня устраивает мой доход сейчас. Возможно, на старте в банке можно зарабатывать больше, но там много запретов и постоянный стресс. Здесь запретов никаких. У нас новые технологии, все открыты к разговору. Если нужно что-то согласовать, просто открываешь рот, говоришь об этом и получаешь согласие или мотивированный отказ.

Мне нравится, что ISPsystem открыта новому, открыта к общению, конструктивна. Здесь люди рвутся к образованию. Алексей предупреждает прямо на собеседовании: «ты либо развиваешься, либо уходишь». И это работает! Я знаю, как бывает сложно с людьми, которые не развиваются: ты предлагаешь, а они не хотят; проявишь инициативу — выставишь себя зазнайкой. В ISPsystem такого нет, все растут поступательно, примерно в одном ритме. И это классно!

Здесь никого не осудят, если он предложит идею или будет «кукарекать». Мы тут все кукарекаем!

Как-то Алексей спросил, что я буду делать через два года. Я ответила: хочу развиваться в ISPsystem и стать UX-дизайнером, который 70% решений принимает самостоятельно. Сейчас я приблизилась к 50%, но всё равно все решения проверяю у Алексея и Насти. Хочу развиваться в ISPsystem и довести продукт до очень хорошего интерфейса. А когда Vepp больше не будет нужно столько внимания, смогу делать что-нибудь еще. Мне нравятся все наши продукты.