Кем стать: писателем или сценаристом?

Гость фестиваля КНИГАМАРТ Павел Селуков рассказал как стать писателем или сценаристом, и сколько можно на этом заработать

На прошлой неделе в Иркутске прошел второй Международный фестиваль КНИГАМАРТ. Одним из главных его звезд стал Павел Селуков, который презентовал книгу «Добыть Тарковского», ставшая в этом году номинантом премии Национальный бестселлер.

Фото Алексея Головщикова

Простой пермский парень, окончивший техучилище на автослесаря, стал перспективным писателем и сценаристом. Как? Началось все с будки охранника на стоянке. Скучная работа. Смартфонов еще не было, и Павел развлекал себя чтением. Достоевский, Прилепин, Толстой… Он не знает, в какой момент ему в голову пришла мысль попробовать написать что-то самому. Подглядел у Кинга совет писать по рассказу в день, и привык. Публиковал все в Facebook, кайфовал от самого процесса, экспериментировал, не смущался матов, писал кратко, живо и искренно. Наконец, решил, что пора издать книгу.

Добрые люди посоветовали самостоятельно не пытаться — сложно будет потом раскручивать и продавать, да и спонсоров привлекать тоже не нужно, а предложения от бизнесменов, кстати, были. Теперь он и сам это советует. Отправил Павел работы во все издательства, но оказалось, что это бесполезное дело, ведь у редакций нет ни времени, ни кадров просматривать каждую рукопись, которую со всей необъятной присылают на почту.

«Мне просто повезло и все, это не рецепт, а случай».

Первая возможность появилась, когда в Перми проводился литературный конкурс, где наш герой выиграл встречу с представителем «Эксмо». Он презентовал ему свою книгу, и вскоре ее напечатали в издательстве «Фолиант», хоть рассказы и не считаются продаваемым жанром. Вторую возможность подбросила судьба. Одну из его публикаций в фэйсбуке репостнул к себе Леонид Юзефович. На заметку молодым авторам – все важные люди сидят там. Теперь у него уже две книги и «крыло» Елены Шубиной.

Итак, творец неинтеллигентных рассказов получил шанс стать еще и сценаристом. В Москве создавался сценарий к фильму по книге Алексея Иванова «Общага-на-крови». Голливудский оператор Роман Васьянов и московский сценарист Екатерина Богомолова написали поэпизодник и первый драфт, после чего в сценарии засомневались и через фэйсбук обратились к Павлу Селукову с предложением.

Павел Селуков Писатель и сценарист
Мне написали из кинокомпании «Метрофилмс» и попросили проверить сценарий. Я сначала хотел отказаться, потому что просто было лень, да и не знал, кто это. Когда навел справки, решил включиться. Написал текст с замечаниями на страничку, отправил, а они мне перевели аванс. Потом оплатили билет в Питер, заселили, и за две недели усердной работы над сценарием заплатили еще 400 тысяч. За книгу, кстати, мне заплатили гонорар — 50 тысяч рублей. Я был в шоке и думал: тем ли я вообще занимаюсь в этой жизни?

Все быстро завертелось, и разница между книгоиндустрией и киноиндустрией теперь ему стала понятна. Однако, не только деньги являются главным мерилом для выбора меду этими сферами. В противовес цене стоит творческая свобода.

Павел Селуков Писатель и сценарист
Когда я писал сценарии, то впервые за тридцать лет узнал, что такое дедлайн. Страшное слово. Дело в том, что в кино помимо сценариста есть много людей, которые работают одновременно с ним – ведут переговоры, проводят пробы, готовят съемочную площадку и т.д. Издательство тоже дает писателю сроки, но они подвижные. На него никто не давит, а на сценариста давят даже актеры, которые хотят добавить себе реплик. Потом еще постоянные правки, согласования, ответственность перед теми, по чьим книгам готовится фильм. Я бы лучше сел писать роман, чем сценарии, если бы за это одинаково платили».

Кино, по мнению Павла, должно быть такое же свободное, как литература. Может в этом и кроется главная проблема отечественного кинематографа. Еще у продюсеров в голове есть «образ народа», который ничего не понимает.

Павел Селуков Писатель и сценарист
Сценаристам приходится бороться с этим образом. Получается, что они пишут сценарии не для зрителя, а для этого «народа» в голове продюсера. Слава Богу, со сценарием по «Общаге-на-крови» этой неприятности не было. Мой главный критерий – чтобы мне «вкатывало». Я как и все смотрю фильмы, хожу в кинотеатр, поэтому стараюсь писать так, чтобы, увидев это на экране, мне все понравилось. Только вот сценарист – это подневольный человек.
«Если хотите о чем-то написать, то пишите лучше роман».

Если захотите отправить кому-то готовый сценарий, вас, скорее всего, также проигнорируют, как с книгами. Павлу, кстати, так никто из редакций и не ответил, хотя у него уже третья книга скоро выйдет. Можно попробовать отправить синопсис, то есть краткое изложение того, о чем фильм, но гарантии тоже нет. Сценарий – это заказ. Учиться этому ремеслу он посоветовал на режиссерских курсах, хотя сам их не оканчивал.

Что касается не нормативной лексики в его текстах, не нужно полагать, будто гость из Перми пропагандирует что-то недопустимое, и все дети, прочитав случайно его рассказы, вдруг станут материться. Он вообще-то увлекается шахматами, ходит в спортзал и ведет здоровый образ жизни, что затмевает вольность языка и может лишь служить примером для подражания. На самом деле, признается Павел, он стал реже использовать маты, да и писать про «пацанскую романтику» ему надоело. Это часть пройдена.