Дистанционка: жизнь в формате онлайн

«Твой Плюс» поговорил со студентами ИГУ и узнал, каково это — учиться в пижамных штанах

В марте из-за ухудшающейся в стране ситуации с коронавирусом Минобрнауки рекомендовал всем ВУЗам перейти на дистанционное обучение. Ученый совет ИГУ 19 марта принял решение о переходе на дистанционное обучение до 5 апреля. Однако уже в конце месяца стало ясно: эпидемиологическая ситуация требовала продления карантина. Тогда врио ректора ИГУ профессор Александр Шмидт 26 марта подписал приказ о продлении дистанционного формата обучения до конца 2019/2020 учебного года.

«Твой Плюс» узнал о том, как студенты ИГУ справляются с учебой в режиме онлайн, и как организовано дистанционное обучение.

«Повезло, что студенту матфака достаточно компьютера с выходом в интернет для полноценных занятий»

В ИМИТ все просто: каждый преподаватель выбрал средства для видеоконференций, чтобы удаленно читать лекции, и сайты для размещения материалов курса. Часто используем университетский образовательный портал educa.isu.ru, что очень удобно, потому что с ним знакомы все студенты. Туда загружаем выполненные практические задания, преподаватели проверяют, ставят оценки. Также у моей кафедры есть своя информационно-образовательная среда — DOMIC, там те же возможности, что и на educa.

Повезло, что студенту матфака достаточно компьютера с выходом в интернет для полноценных занятий. Уверен, такого нельзя сказать о любом другом факультете.

Здорово, что из-за дистанционного обучения у меня освободилось время, которое я тратил на дорогу до корпуса. Но лучше учиться очно. Домашняя обстановка расслабляет. Мне, например, хочется иногда прокрастинировать вместо самоподготовки. В университете я бы себе такого не позволил, там совсем другая атмосфера. Также из-за удаленного формата обучения снизился контроль за студентами: в таких условиях контрольную не проведешь. Теперь на студентах больше ответственности за свое обучение.

Конечно, лучше в университете. Но карантин — это правильная мера.

«Вместо того, чтобы сидеть в некомфортных условиях и слушать пару, я конспектирую материал, лежа в уютной кровати»

На моем факультете есть собственная образовательная система — Forlabs. Некоторые преподаватели оперативно загружают в систему все материалы и выставляют четкие сроки сдачи. Мне нравится такой подход. Такие преподаватели адекватно оценивают домашние задания, которые я делаю, самостоятельно изучив материал.

Мне удобно работать дома. Домашних заданий и материала много, но и времени, которое на них выделяют, немало. Вместо того, чтобы сидеть в некомфортных условиях и слушать пару, я конспектирую материал, лежа в уютной кровати. Обратно в университет я хочу лишь из-за постоянного общения, работы в профкоме, собраний и пирожного «Красный бархат» из столовой — этого мне действительно не хватает.

«Боюсь, что не смогу сдать сессию, потому что преподаватели уже предупредили о том, как будут спрашивать материал»

Учиться в дистанционном формате мне не нравится, хочется скорее вернуться в привычный режим. Не нравится, потому нет обучения как такового. Преподаватели требуют большие объемы домашних заданий, но не стараются никак объяснить этот материал. Даже ни одной онлайн-лекции не было. 

Боюсь, что не смогу сдать сессию, потому что преподаватели уже предупредили о том, как будут спрашивать материал. Я считаю, что усвоить материал в режиме дистанционки совершенно невозможно, но это никто не принимает во внимание. 

Хорошо, конечно, что есть возможность сидеть дома и не заболеть, но за образование обидно. Также обидно за потраченные на семестр деньги, ведь перерасчет нам никто делать не хочет.

«…приходится сидеть у монитора несколько часов подряд и тратить времени на обучение больше, чем в аудитории»

Я считаю, что наш институт успешно перешел на формат дистанционного обучения, так как наши преподаватели на тот момент уже использовали портал educa. 

Хорошо, что на дистанционном обучении не нужно никуда ехать, толкаться утром в общественном транспорте. Однако работы не убавилось, совсем наоборот. Ведь мы отрабатываем материал, который должны были изучить непосредственно на паре, да еще и домашней работы прибавилось. Поэтому приходится сидеть у монитора несколько часов подряд и тратить времени на обучение больше, чем в аудитории. 

Моей специальности очень повезло: у нас нет практических занятий, которые невозможно было бы перенести в онлайн-формат. К слову, недавно мы сдали зачеты, которые тоже прошли в дистанционном формате. 

Учиться дома мне удобно, но у дистанционного обучения есть две стороны медали. С одной стороны, здорово просыпаться тогда, когда хочешь и приступать к выполнению заданий в удобное время. Но с другой стороны, нет живого общения. В этом я испытываю очень большую потребность, поэтому мне поскорее хочется вернуться в родные аудитории. 

В ИГУ хорошо налажено дистанционное обучение. Я всегда могу связаться с преподавателем, а лекционные и семинарские занятия доступны на портале.

«Хоть и дистанционное обучение предоставляет свободу действий, мне хочется вернуться в университет»

Дистанционное обучение на моей специальности организовано через портал educa.isu.ru. Преподаватели не требуют заходить на сайт в установленное время, лишь за редким исключением. Обычно нам просто скидывают задания к выполнению. Я сама могу определить время, когда буду их выполнять. 

Хоть и дистанционное обучение предоставляет свободу действий, мне хочется вернуться в университет. Мне очень неудобно использовать educa, непонятно, куда отправлять материалы и как вообще работать с порталом. Поначалу преподаватели долго нам не отправляли коды курсов, а потом все разом завалили нас заданиями. В университете же преподаватели с тобой напрямую контактируют, все объясняют, а для заданий есть определенные сроки. 

Я иначе себе представляла дистанционное обучение. Было бы идеально организовывать пары, например, в Skype. Если бы занятия проходили именно так, то я бы, наверное, даже не захотела возвращаться в обычный режим. 

«…студент, хочет он того или нет, начинает учиться, разбираться в темах сам, фактически без посторонней помощи»

На моем факультете практически все задания нам высылают через почту, некоторые выкладывают на образовательном портале educa или же высылают в различных мессенджерах. 

Многие преподаватели охотно отвечают на возникшие вопросы, ведут с нами диалог, это удобно, но, к сожалению, объяснения в живую воспринимаются и усваиваются лучше. Плюс дистанционного обучения в том, что студент, хочет он того или нет, начинает учиться, разбираться в темах сам, фактически без посторонней помощи. А вот главный минус — отсутствие «живого» контроля. Если желания учиться нет, то студент просто устраивает себе незапланированные каникулы. 

Очень сложно ориентироваться в огромном количестве материала, который нужно усвоить, потому что у нашего факультета (и вуза в целом) нет хорошо работающей, удобной виртуальной площадки, на которой можно было бы работать. Было бы очень круто, если бы такая площадка была реализована. В целом работа дома мне нравится, потому что я сама выбираю время, когда мне удобнее заниматься, хотя и скучаю по атмосфере своего факультета.

«Я не знала, что карантин продлят до конца учебного года, поэтому не забрала из общежития летние вещи и учебники, по которым сейчас задают домашние задания»

 

На моем факультете дистанционное обучение организовано хорошо. Преподаватели своевременно загружают задания на портал и проводят онлайн-лекции. Портал BELCA, через который мы работаем, иногда подвисает из-за большой нагрузки на сервер. Существенные минусы дистанционки в том, что домашней работы стало очень много, а у преподавателей не хватает времени или нет возможностей помочь с разбором заданий. Приходится справляться со всем самостоятельно.

Единственная странность — это пары по физкультуре. Кафедра требует от нас записывать видео того, как мы делаем упражнения, и загружать его на портал.

Из-за карантина мне пришлось уехать обратно домой, в Комсомольск-на-Амуре. Я не знала, что карантин продлят до конца учебного года, поэтому не забрала из общежития летние вещи и учебники, по которым сейчас задают домашние задания. Поэтому прошу одногруппников скидывать мне фотографии заданий из учебников. Разница во времени небольшая, но все равно сказывается. Утренние лекции проходят в обед по моему времени — это доставляет неудобства.