Дистанционка: второй этап

Covid-19 стал тяжелым испытанием для всех. Это мучительная битва за жизнь, за свободу передвижения, за право выбора времяпрепровождения и за шанс, один лишь шанс, ходить на пары в обычном, очном режиме. 

Пока медицина бросает все силы на борьбу с коронавирусом, обычные люди тоже не дают ситуации плыть по течению. Обработка рук антисептическим средством и частое их мытье с мылом, защитная маска, самоизоляция, регулярное измерение температуры, дистанционные работа и обучение — используются все возможности снижения рисков заражения. Переход на полудистанционку дался очень нелегко и потребовал ото всех много усилий. Как справились образовательные организации Иркутска? Об этом расскажут нам непосредственные участники: преподаватели и студенты.

Елена Сергеевна Кузьмина доцент кафедры социальной философии и социологии ИСН, кандидат социологических наук
В целом, у меня сложилось положительное впечатление об использовании дистанционных образовательных технологий в учебном процессе. В 2020 году вузы всего мира столкнулись с новым вызовом, ответом на который стал вынужденный переход в дистант. В ИГУ все было хорошо организовано, понятны задачи преподавателя и сроки, в которые мы должны были уложиться, чтобы оцифровать контент по своим дисциплинам и перенести его в онлайн. Ограничения были превращены в возможности. Компьютер с камерой и Интернетом стали незаменимыми рабочими инструментами, где я и мои коллеги практически в режиме 24/7 старались быть на связи со студентами по различным каналам связи: рассылка информации и оперативные ответы на электронные адреса студентов, информирование через социальные сети в личных сообщениях и сообществах, групповых чатах мессенджеров и др. Лекции стали проходить в синхронном режиме зуминаров в программе Zoom, на образовательных платформах educa и belсa закипела индивидуальная и групповая работа, исследовательские проекты в распределенных командах загружались в гугл-документы с доступом для общего редактирования, записывались видео-инструкции к самостоятельным работам. Мы со студентами проводили онлайн-анкетирования, онлайн-дебаты, писали научные статьи, подавали заявки на конкурсы, вели работу научного клуба, проводили учебные и производственные практики, защищали ВКР. Копилка профессиональных и надпрофессиональных навыков студентов стала пополняться активным развитием цифровых компетенций и диджитальных коммуникаций, востребованных в XXI в.
Илья Кривоножко ИМИТ, фундаментальная информатика, 2 курс
Когда ввели дистанционно обучение, было совершенно понятно, что большинство преподавателей просто не дотягивают по каким-то компьютерным знаниям, по подготовке для того, чтобы вести занятия дистанционно. Большинство не могли разобраться с такими простыми программами, как Diskord и Zoom. К тому же было очевидно, что такие сайты, как eduka, не тянут увеличившийся объем студентов. И, к сожалению, эти недоработки никак не могут доработать уже полгода, с того момента, как мы вышли на удаленку. Тот недоочный и недозаочный режим ужасен, потому что раньше мы хотя бы все время проводили дома и это было куда удобнее, то сейчас мы должны часть пар проводить в институте, а часть проводить дома. Это не продумано, ведь у нас есть пары, которые надо переводить на удаленку, потому что их привычнее и удобнее делать с домашнего компьютера, но дистанционно у нас абсолютно другие предметы.
Александра Дроздова ИГМУ, лечебное дело, 3 курс
Мы уже неделю «учимся». На самом деле в Zoom с преподавателями выходим 2 раза в неделю (2 предмета на одной кафедре), остальные просто нам присылают задания для выполнения, вот так и учимся. Я б лучше училась очно. Считаю, что учеба на дистанции – не учеба.
Кристина Воловикова Иркутский Базовый Медицинский колледж, 2 курс
Первый курс я заканчивала дистанционно, и это было ужасно. Мы ничего не понимали, форма обучения была не продумана, сессию сдавали чудом и многим занизили оценки. Я очень надеюсь, что нас не будут закрывать, а если и закроют, то не скоро.
Ирина Савина ЮИ, юриспруденция, 2 курс
Расписание выстроено так, что все группы разведены по времени, то есть у всех идут пары с разницей в 10-15 минут, чтобы не было большого количества людей и столпотворения. Все в масках, при входе измеряется температура и обрабатываются руки. Преподаватели ведут все пары в масках, проводятся очно только семинары, а лекции дистанционно. Прошлый год мы заканчивали дистанционно через платформу eduka. Главной проблемой является большой объем заданий и информации, которую студент должен изучить самостоятельно. Периодически у кого-то бывали проблемы со связью. Вообще, в целом, дистанционный формат – это очень удобно. Ты не тратишь время и деньги на дорогу,  занимаешься спокойно дома. Но при этом должна быть какая-то дисциплинированность, ответственность. Хочется сказать, что преподаватели очень быстро освоились, за что им большое спасибо.
Полина Фирстова ФФиЖ, журналистика, 2 курс
Мы сейчас учимся наполовину дистанционно. Потоковые лекции проводятся в Zoom’е, а практики в универе. И, по сравнению с первым курсом, мне гораздо тяжелее дается обучение, несмотря на то, что материал не сильно сложнее. Во-первых, к своему стыду должна сказать, что когда пара начинается в 8:30, я могу на ней заснуть. И рядом нет соседки, которая разбудит, поэтому иногда просыпаюсь, а занятие закончилось. У некоторых не работают камеры, но когда не видишь мимику и жесты человека, с которым разговариваешь, то некоторая информация не усваивается. Когда три-четыре лекции подряд, то потом устают глаза. А из плюсов только то, что когда холодно можно поваляться в кровати и деньги на дорогу тратить не надо.
Александра Захарова ИСН, социально-культурная деятельность, 1 курс
У нас пока дистанционно проходят только некоторые лекции и, на самом деле, я во время лекций убираюсь по дому и готовлю кушать, потому что я не вижу в таких лекциях никакого смысла. Я не усваиваю информацию и мне не интересно слушать онлайн. Намного лучше, когда ты ведешь с преподавателем диалог, ты можешь наблюдать за ним. Это дает больше эффекта, чем когда ты просто сидишь и отвлекаешься. Лекции начинаются в 8:30 и, с одной стороны, это круто, потому что ты можешь поспать и слушать в постели, не вставая, а с другой стороны ничего хорошего в этом нет. Информацию не получаешь и не усваиваешь.
Румина Салимгореева ИСН, менеджмент организации, 4 курс
На самом деле я против дистанционного обучения, но эпидемиологическая обстановка «диктует нам свои правила». Сейчас некоторые пары у нас всё-таки проходят удаленно, но есть и пары в офлайн режиме. Почему я за очное обучение? Во-первых, лично мне ближе живое общение, когда я вижу человека в живую и могу сразу же задать все интересующие меня вопросы, уточнить какую-то информацию и так далее. Еще, конечно же, мне нравится личное общение с одногруппниками и другими студентами. Конечно, задать вопросы на онлайн лекции я тоже могу, но не всегда получается это сделать хорошо, чтобы меня поняли. Интернет в общаге тоже подводит порой, а также выбор онлайн площадок для проведения лекций. Во-вторых, кажется, что, слушая преподавателя в аудитории, я усваиваются больше информации, нежели на лекции онлайн. Моя концентрация на получении знаний в онлайн режиме быстро исчезает, я начинаю отвлекаться абсолютно на всё. Ну и в-третьих, плата за обучение. Может быть я не права, но всё-таки онлайн и офлайн обучение должно иметь разные цены. Но нельзя забывать плюсы дистанта, да-да, они всё-таки есть. Например, не приходится ездить в полных автобусах в период пандемии, а значит риски заболеть чем-то меньше, а ещё вроде как появляется чуть больше времени. 
Виктория Подымахина ИОКК, хореографическое искусство, 1 курс
Я на дистанционке уже около двух недель и мне это очень не нравится. Приходится через камеру изучать новые движения и проводить разминки. Лекции так слушать тоже не особо удобно, но практики все же сложнее. Я бы очень хотела, чтобы нам вернули очную форму обучения. Очень сложно в таких условиях заниматься хореографией. Как преподавателям, так и студентам.
Эдуард Телегин ИРНИТУ, эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти, 2 курс
Мне на самом деле понравилось дистанционное обучение, но этот вопрос следует рассмотреть с разных сторон. Самое лучшее — это свободный график, который очень облегчал жизнь. Но  преподаватели во многом плохо показали себя на дистанционном обучении. Они задавали слишком много и даже то, что мы не должны были изучать в нашей программе. Они также ставили заниженные оценки или просто не понимали как им нас обучать. Сейчас мы, конечно, обучаемся очно и лишь малая часть предметов дистанционно. И, если честно, мне сложно найти время на эти предметы, всегда есть чувство, что очные предметы важнее, а к дистанционным ты приступишь позже, но так этого и не делаешь. Стоит также отметить определённое напряжение, ходящее по политеху. Слухи о закрытии расползаются и с каждым днём они лишь крепнут. Приходиться постоянно носить маски и, волнение нарастает, когда на потоке обнаруживается заражённый.