Нам есть, чем гордиться; нам есть, что беречь

Не все знают, что в России действует поисковое движение, которое является самой крупной организацией, занимающейся полевой и архивной поисковой работой. 

Поисковое движение России – это более 42 тысяч поисковиков всех возрастов в составе 1428 поисковых отрядов, которые ведут поисковые работы во всех уголках нашей страны, которые затронула Великая Отечественная Война. 

За семь лет поисковиками захоронено порядка 150 тысяч советских солдат. 

Елена Моисеевна Цунаева — ответственный секретарь общероссийского общественного движения по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества “Поискового движения России”.

42 тысячи поисковиков

В Иркутской области в Черемховском районе действует поисковый отряд “Память”. Виктор Алексеевич Щелин является руководителем этого отряда, на его личном счету множество экспедиций. Отряд “Память” был создан в сентябре 1994 года. 

1428 поисковых отряда

Студентка Иркутского Государственного Университета Полина Кичигина является поисковиком отряда “Штурм”, основанного в селе Узкий Луг. Командиром и идейным вдохновителем является Петр Александрович Ленденев. 

Полина Кичигина ИГУ, ИФИЯМ, журналистика, 2 курс
В 2014 году я вступила в поисковый отряд “Штурм”. А уже в 2015 году прошла посвящение в поисковики. Знала я об этом движении задолго до того, как вступила. Первая экспедиция проходила там, где уже проходили поиски, чтобы убедиться, что ничего не пропустили. Это можно назвать “зачисткой территории” перед отъездом. Во вторую я поехала уже в августе 2015 года под деревню Муравьево. В тот момент, когда за тобой после длительно ожидания приезжает КаМАЗ или УРАЛ, ты понимаешь, что там не будет того же комфорта, в котором живешь дома. Это поисковая экспедиция, а не экскурсия по достопримечательностям. Дисциплина как в армии, проверяются твои навыки выживания. Нам очень повезло, потому что там была ровная дорога, и не было необходимости ходить по болотам. Но проще от этого особо не стало.

За всю экспедицию – 1,5 недели – мы выкопали 38 тел. Это было очень тяжело физически, но и морально. Ты достаешь останки своих соотечетвенников, тех, кто погиб за наше будущее. Я плакала, когда своими руками подняла первого бойца. В такие моменты ты веришь, что люди способны сделать невозможное, чтобы защитить свою семью. 

В отряде стараются как-то шутить и общаться, потому что тяжелые мысли завалят, если все будут работать молча. Естественно о раскопках ходит много легенд, таких, как призраки солдат, которые сами подсказывают, где искать. И мы верим в то, что журавли и аисты реинкарнациями душ умерших. 

В экспедициях все равны. Там не делают поблажку на твой пол, возраст или социальный статус. Именно поэтому там зарождается крепкая дружба.  

Мы считаем, что война не закончена, пока не захоронен последний солдат.

В отрядах участвуют и взрослые, и студенты, и дети. Участие в такого рода экспедиция воспитывают внутренний стержень. Когда человек действительно там был, все это увидел, понял хоть частично то, насколько это тяжело, он не поверит в переписанную историю и не забудет этот опыт.